Ю р И й
К о С а
Г о
В с
К и
Й
..
. . .
.......
~^~^~^~
# .
.
.
.
.
.
.
С
Т О
З
Р К Л
. .
. .
.
.
.
.
.
. . .
.
.
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
.
.
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
.
Тане Ли
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. # .
. .
. .
. .
. .
. над некоторыми людьми, оказывается, есть
усы, или появились вообще такие люди. И вот в метро, в толкучке,
я просунул пальцы под эти усы на голове - и пальцев не было видно, они были
невидны, хотя усы сами росли не из головы, а над головой в воздухе, т.к. пальцы свободно
проходили в воздухе между ними.
Вообще все началось с того момента, т. е.
предшествовало появлению людей с усами над головой то, что, как мне
рассказывали, какой-то повар вошел на
кухню и увидел, что все куры дохлые, т. е. отравлены - и так был открыт заговор с
покушением на наше правительство со стороны некой иностранной делегации. И
появились люди с усами на головах. Ах, да, чуть-чуть не так: значит, был повар,
потом делегация, потом слух о Сите Зеркал, вернее, о Сите Времени, а потом
оказалось, что времени нет, а есть Сито Зеркал, и потом люди с усами над
головой. Вот такая хронологическая последовательность.
. .
. .
. .
. .
. .
. .
.
.
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. ## .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
Если вы не любите решать задачки, но с
удовольствием знакомитесь с условиями
задачи, а потом отдаетесь спокойному течению ассоциаций, то вы поймете, о чем идет речь и в чем принцип
Сита Зеркал. Т.е. ни о чем напряженно
думать не надо, (а это и бесполезно чаще
всего) достаточно просто смотреть на вещи прямо перед собой и прислушиваться к
своим ощущениям. Это интересно. Это так же, как сидеть у ручья, или у моря, или
в сосновом бору и слушать шум. В шуме нет ничего, но шум рождает у вас внутри
образы, настроения. Так и Си то Зеркал.
Вот мы говорим: шкаф. И представляем нечто
размером с муху и почти бесцветное, но с маленькими створками, которые умеют
открываться. Мы читаем в словаре
описание смысла слова «шкаф» и видим множество шкафов, огромных как комнаты, мы
приходим в мебельный магазин и видим множество шкафов, похожих на
маленькие отдельные квартирки, в которых можно поселиться и жить. И все
разное, разное - в словах, в словарях, в магазинах, и забыть об этом и
успокоиться можно только, если все это бросить в Сито Зеркал, т.е. перестать
думать о том, чего нет, и тогда... Что тогда, я расскажу завтра.
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. ### .
. . . .
. .
на днях произошла одна сценка. Мне нужно было
съездить на работу к моему приятелю в учереждение. В учереждение при министерстве, и хотя
ничего смешного там нет, наоборот, все серьезное, но все равно, глядя на всех
иногда мелькавших служащих, невольно иногда при ходила в голову мысль, что
времена Гоголя не пропали и именно там задержались, но только не было самого
длинноносого писателя, а был мой
приятель, похожий на купчишку - но только по бороде и глазкам голубенько-серым
и прическе, такой же вылизанной как борода: а глазки - как две птички в
клетке из его волос, они запутались там и сидят, теперь уже как бы привыкли.
Приятель мой ходил по коридорам с таким
выражением, как будто дорога предстоит неимоверно далекая, куда-то даже за
звездные лучи, как сказал бы Гоголь. Но мне нравилось сидеть в коридоре, в
кресле, за журнальным столиком - потому что, когда ждешь, то вроде бы как весь остальной мир
затихает, и торопиться никуда не надо. Даже пришлось переписать снова три
бумаги из-за двух цифр. Сегодняшнее число было 5-е, а я так и написал, а он сказал,
число вообще писать не надо и даже стал уверять, что вообще никогда не пишут
число, и показал даже 2-3 бумажки. Я терпеливо переписал, отдал и сижу, отдыхаю, заглядевшись на люстры: как
искусно одно стеклышко загораживает другое, образуя светящийся, сияющий шар ...
А жена меня спрашивает:
-О
чем ты думаешь?
Я отвечаю:
-Я
думаю о том, что будет, если в эту люстру кирпичом запустить. Она три дня
вспоминает мой ответ подшучивая, а я ей каждый раз объясняю, что интересно представить этот звон, эти брызги, и может
быть одна из .
.
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
.
.
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
лампочек
только и погаснет внутри, и одним кирпичом не обойдешься, а там, глядишь, может
быть надо два или три кирпича - а, казалось бы, такая зыбкая система - облако
сияния...
Мне кажется именно
из-за моей, именно детской способности в серьезных учереждениях
оставаться мечтателем играющим, хотя я и сидел в сером костюме и хотя спустя 1О
минут в кабинете Директора, куда меня привели, и представитель министерства
только ко мне обращался «Юрий Юрьевич»,
да «Юрий Юрьевич», я, несмотря на это, был столь далеким и детским в коридоре, так вот поэтому мне и
удалось, на верно, увидеть и ознакомиться с этим устройством, как Сито
Зеркал... .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
Сейчас опять спать хочу, засыпаю и
поэтому пока обрываю свою запись... и
ставлю три точки...
. .
. .
. .
. .
. .
. #### .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
.
я не могу заранее знать точно день и час, когда я вижу Сито Зеpкал, хотя раз или
два раза в неделю точно оно
появляется, и тогда я подхожу к нему, уменьшаюсь в размерах и захожу вовнутрь.
. .
. .
. .
. .
. .
. .
Это,
конечно, не собака или кошка, которую можно увидеть. А, вот, дескать, ты и
пришло, Сито Зеркал. Ага! Ну, давай, я войду в тебя, чуть нагнув голову. Это не
так. Но это бывает в точности как во
сне: нелогично, неожиданно - но только наяву. Например, вхожу я на
кухню, и сразу налево могу видеть нечто вроде тумана или целлофановой пленки
или развалины гигантского радиоприемника, и не то присаживаюсь, не-то планирую
на него, как дельтапланерист или ворона. И тогда я не помню про наш или ваш
мир, а нахожусь в контакте с этой машиной, с этим устройством, которое я назвал
Сито Зеркал. И останавливается все во мне, что ориентировалось на тикающие
предметы (будильники, часики, часы, настольные часы, настенные часы) - нет, там
мир другой: там трава, и летают бабочки, и в то же время можно задать любой
вопрос и
получить любой ответ.
Но там так хорошо, что забываешь спросить о
чем-нибудь, и главное о том, о чем стоило бы спросить. Вопрос
тот сам как воробей летает в той комнате, но весь я занят общением с Ситом Зеркал, и тот воробей
немного мешает, хотя я понимаю, почему
он так взволнованно щебечет,
вопрос тот важный и принципиальный, но он важен там, где нет Сита Зеркал, а
здесь он забывается, как разглаживаются складки на тряпке утюгом, он - помеха
досадная к блаженству, тишине, к вечному и сокровенному. Там и нос я не
помню, чтобы чесался, или ухо, или затылок, там даже и дышать забываешь и не дышишь, но внутри легко, как
будто воздух пронизывает тебя самый
легкий и нежный на свете.
Нет, там хорошо, И свет там какой-то
исчерпывающий, само совершенство в своем составе: он и электрический, от чего уютно, и дневной, от
чего вечное счастливое нежное утро на душе. И хотя я
не задаю вопросов, но диалог идет, и он такой... как будто бы беседуешь с
Богом, он такой красивый и умный, и важный, и очень
. .
. .
. .
. .
. .
. .
простой
- не говоришь, а дышишь, и Сито Зеркал в ответ не говорит - а дышит мыслями неслышно, но ощутимо. Я бываю
там 2-3 раза в неделю... кажется...
стоит мне только сказать «два»,
как вроде «три» надо было сказать. А скажешь «три» - то, кажется, надо было
сказать «один раз с половиной». Но это неважно - важно другое, что оно есть! А
сказать вам, что у меня на кухне, как входишь налево? Как войдешь - там стул,
на котором я чаще всего сижу.
. .
.
.
. .
. .
. .
. ## .
. ### .
. .
. .
. .
. .
. .
еще лежа я видел, закрыв глаза, что в поле
моего внутреннего зрения появляется
женщина с решительным взглядом. Так оно тут же и оказалось, это была
женщина-оратор. Едва я мысленно улыбнулся, как она уже чуть не так шевелила губами, произнося слова: она уже
губами шевелила, но рта нарочно не открывала. Она как будто этим поддразнивала
меня. Я искал следы насмешки в ее краях губ и глаз и, кажется, нашел, но она
вдруг замолчала. Упорно молчала, тоже, наверно, мне на зло.
А потом из носа пошел красный поток чего-то непонятного, медленно-медленно, и
еще новая неожиданность: это все стало
оказываться дымом, и дым валил у нее из ноздрей
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
как
из заводских труб - вот это все описанное - это процесс, когда настраивается
Сито Зеркал... на что-то новое.
А это очень похоже на сны. Потом еще Сито
Зеркал похоже на переписку с девушками, когда каждая из них думает, что она
одна. Потом еще Сито Зеркал похоже на то, что живешь будто бы одновременно в
двух местах: например, конечно, я всегда живу там, где я живу, в Москве, и,
кроме того, я одновременно еще живу и в
других местах. (Там, где я был
когда-то раньше, а иногда и там, где и не был еще никогда), так, например, я
неделю прожил на Северном Кавказе, в маленьком городке (где я действительно
бывал раньше), да еще и целый месяц преподавал географию морякам, не имеющим
8-ми или 1О-ти классного образования. Это увлекательная история, романтическая,
с морскими брызгами и с десятибалльными
штормами, и я бы, может, и до сих пор бы там преподавал географию, но меня
уволили. А уволили меня, между прочим, за то, что я одновременно еще и исчезал
с корабля в другую жизнь: в Прибалтике у меня жила Маша, и на Украине еще у
меня была Оля, даже стыдно вспоминать, и я иногда отсутствовал 2-3 дня.
И это тоже
Сито Зеркал, то есть перемещение в пространстве я, конечно, имею в виду, а не
распущенный образ жизни и раздвоенность (или даже растроенность), и не более того я
имею в виду.
И
вообще, если уж я начал вопреки своему желанию описывать устройство Сита Зеркал,
то еще и такое упомяну. Звонил вчера одному физику. Вернее,
. .
. .
. .
. .
. .
. .
.
.
. .
. .
позвонила ему моя гостья и поговорила-поговорила
с ним и потом мне трубку передала.
-Ну, как твои стихи поживают? - спрашиваю, знаю,
что он пишет.
-А я давно к ним не подходил, - отвечает.
-Ну что же, надо тебе к ним прикоснуться, -
говорю.
-А ты знаешь, я уже старый стал, а ты сам не
впал в маразм? - спрашивает он неожиданно.
-Да, - говорю, - впал, я как раз сейчас об этом
повесть пишу, называется «Сито Зеркал».
Наш разговор дальше не помню, и опять
что-то мне веки сдавило, и спать стало хотеться, глаза закрываются...
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. ### .
. ### .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
.
.
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. однажды
я вошел вот так же на кухню (и налево) и
сел на стул. Уже был конец дня для нормальных людей, а для меня наступала
вторая его часть, то есть, было часов пять вечера, я
был на кухне, как сказал, сидел у входа, и я наблюдал угасание первой части дня
за окном, смотрел как смеркается небо.
Оно сначала делало вид, что вечера вообще не существует на свете, а если вечер
и есть, то он будет очень-очень не скоро. Но это его утверждение звучало все
более тусклым и бесцветным голосом, и в том, что наступит вечер, уже можно было
не сомневаться. И в этот момент стул стал опускаться.
Стул стал опускаться, с одной стороны вниз, а с другой стороны на 3О
градусов назад, то есть к плинтусу за моей спиной. Я несся как на лифте,
почему-то я был уверен, что не падаю, а опускаюсь, видимо, за счет строгости
движения, поэтому внутри меня не было никакой паники или ужаса. Я закончил
опускаться, как только мое внимание привлекли какие-то трубы, которые
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
то
были похожи на трубы, по которым идет вода или газ, то вдруг были похожи на
электропровода. От таких наблюдений неприятно становится и чуть поташнивает, и вспоминаются
всякие неприятные вещи: сало, вареная
морковь, лук вареный и
мутный холодец.
Почему так: видимо, когда что-нибудь попадается
на глаза несоответствующее, то в миниатюре- это угроза
нормальной жизни, а спутник у такого
явления, видимо, как аромат у цветка, именно рефлекс на рвоту и головокружение. Я это ощутил слегка, как
будто ветер на щеке или сзади шеи.
. .
. .
. .
. .
Потом стали
попадаться трубы с отверстиями наверху
как на флейтах, отверстия были
вогнутые - и сразу стало понятно, что по этим
трубам не вода текла и не жидкость какая-нибудь. Но и не газ. Может быть, это были входы для
чего-нибудь или кого-нибудь. Даже вдруг там, где начиналась запыленность
наблюдаться на трубе, там вдруг попались два входа остекляненные.
Невольно приходило на ум, что мир бесконечен. По-моему это было одним из
свойств Сита Зеркал - вызывать мысль о
бесконечности мира.
Зима эта выдалась холодная. Морозы на улице,
судя по разговорам людей, градусов 2О- -25,а если по своим ощущениям, то 36,не
меньше - губы леденеют, немеют на лице, их хочется потрогать, а пройдя 1ОО метров от дома до остановки, думаешь «ну, все,
хватит», то есть испытываешь предел своего терпения, а ведь это минимум.
Конечно, мы стараемся побольше накупить продуктов и никуда не выходить, но скучно.
Хочется развлечений, и уже два раза были на скверных фильмах, один раз смотрели
французский, безвкусный фильм о гангстерах, а потом американский, тоже надоедно
приторный, о ковбоях и шерифе, и метких стрелках, хотя и там и там были они,
меткие стрелки, в обоих фильмах.
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
Это
хорошо и приятно, но в целом этого мало, мало и
мало. А в конце фильма я опять
нечаянно столкнулся с Ситом Зеркал: я увидел, как по спинкам стульев
идет маленький, согнувшейся фигуркой, мой отец, идет задумчиво он, то ли о чем-то думает, то ли делает вид рассеянного человека (он у меня как
ребенок). И вот я мысленно уменьшаюсь, а на самом деле наклоняюсь только к
нему, и он говорит:
-Чтобы
нарисовать портрет собаки, если уж ты
взялся за это дело, надо вот что... Надо понимаешь, ну, чтобы
она стала человеком у тебя в доме.
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. ##### .
. ## .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. за эти дни в командировку послали. Открывать
выставку художников-самородков в
Ярославле-на-Дону. Со мной в купе еще двое мужчин ехало в темных костюмах. Но
как ни прислушивался я из своего угла,
но так и не услышал, о чем они говорили. Хотя отдельные слова слышал: «Ах вот оно что!», «это вот оно», «ага», -
это
говорил тот из них, что был потолще и который спичку у
меня попросил и стал ее обсасывать и в
зубах держать с задумчивым видом. А второй долго и громковато говорил «даже
воны» и «не треба, а все равно сидаютъ, сидаютъ». Стал дремать. Надоело мне к ним
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
прислушиваться, и взглянул в окно. Увидал там,
что станцию проезжаем, видимо, поезда вроде нашего не делают остановок на ней,
и смотрю - забор в сугробе как деревянный человек
застывший от того, что по грудь его снегом сдавило. И человек этот вроде бы как
деревянный и плоский, и полосатый из дощечек, и в тоже время каждая дощечка в
нем - тоже человек.
И
одна из них говорит мне мысленно:
-Вон, человек едет себе в поезде и ничего не
знает.
-Чего не знаю? - думаю я в ответ.
И
давно уже поезд уехал далеко, соседи улеглись, выставив одинаковые,
серо-голубые носки. А я еще слышу продолженье деревянного диалога деревянных
собеседников неизвестного маленького городка, где даже поезд наш не
останавливается:
-У всех ангелы есть.
-У
всех-то у всех, но не у всех одинаковые.
-В каком смысле?
-А в том, что некоторые люди праведный образ
жизни ведут, а некоторые - более-менее праведный, а вот один старец, так тот
совсем извел ангела.
-Как так?
Прислушиваясь к разговору, я обращаю между делом внимание на то, что
тени в окне напоминают волосы моей жены, видимо, тем, что они неожиданно
попадаются в разных углах окна, и она так любит иногда неожиданно набекрень голову наклонить и
взглянуть глазами жены властителя Поднебесной. А потом иногда и тени под
лавками, и по всему вагону вроде бы как
тоже застывшие подпрыгивания ее волос. А диалог идет, и мои мысли о кореянке из города Алма-Ата, которую я взял в
жены, идут на фоне разговора не останавливающегося:
-Некоторым ангелам очень трудно приходится.
-Да как же это, если он - всемогущее существо,
ангел!!??
-Сильное существо, или явление, или слуга Бога,
но дело в другом.
. .
. .
. .
. .
.
.
. .
. .
. .
. .
-В
чем же?
-В
том, что слабого он охраняет. Праведный -
он не дает работы ангелу, и уж тогда человек сам становится, как ангел от
праведности и оттого, что живет без изъяна, и все поступки его чисты от пятен,
все на высочайшем уровне нравственности. И вот человек становится ангелом,
поднимается, поднимается - а ангел остается на месте вместо человека и
становится постепенно человеком... А поэтому некоторые старики живут
долго, и даже они несколько раз заменяются таким образом...
А я думаю:
ах, как бы не заснуть и не проспать Ярославль - почему-то спать немножко
хочется, хотя только 12 ночи.
Через час уже приеду. Дома-то я до трех не
ложусь спать, а в поезде все легли и темно. По этим двум причинам я и сижу,
зеваю, пишу лениво, и подремать меня тянет.
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. #### .
. #### .. . .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. . . .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. ну, вот, Ярославль позади. Там все
произошло мгновенно: ночью на такси уехал с площади вокзальной со
случайными попутчиками.
В гостинице сонный администратор (женщина),
как в кукольном театре включила свет в темном зале и, появилась полностью
одетая на стуле за стойкой. Она меня немного помурыжила:
«нет на Вас документов, а в гостинице только одни иностранцы, сегодня - и
завтра будут тоже». Но потом нашла
бумажку, я дошел до
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
комнаты и заснул. Утром на гостиничной лестнице
встретился с методисткой по народному
творчеству, и - идем в музей. В
музее все осмотрел, потом еще раз все обошел с методистками, их теперь стало
две, одна по линии министерства, а другая по линии профсоюзов. Пишу в метро,
поймал на себе насмешливый взгляд мужчины, подумал-подумал, о чем это он
улыбался? И понял, что рядом со мной
сидит женщина и что-то читает - получается смешно: один пишет-пишет, а второй
читает-читает, и я тоже мысленно улыбнулся, что я как будто пишу письмо
незнакомым мне людям, а они потом сидят и читают - только бы пройти такие медные трубы и огни, как редакция и типография. Ну, так
продолжу письмо - ну, и я показывал
на работу художника в рамке на стене, а та, что по линии министерства,
записывала.
-Вы тоже предлагайте, но только не очень
настойчиво, - сказал я.
-Да? Хорошо, - сказали они, хотя
так они не могли сказать, но такое осталось впечатление, и действительно, они
меня притормозили около некоторых картин, и их мы тоже включили в список, потом
познакомили с невысоким лысовато-бородатым крепышом, сказали про него, то он
председатель Ярославского Союза художников, я никак не мог запомнить его имя -
отчество, потом запомнил, но не мог выговорить, так бывает, когда внутри
звучит мелодия, а спеть не можешь. Потом произнес речь перед собравшейся
небольшой толпой, человек 5О-6О, но говорил я не о картинах, как-то надоело
мне, наверно, о них говорить, а говорил я о книге отзывов. Что народ рад, народ
счастлив, просит почаще делать выставки, так давайте
делайте почаще и что если бы лежала эта
книга отзывов в зале художников
- профессионалов, то вряд ли бы было столько
восторженных отзывов, а раз, мол, работы не хуже, а может, и лучше, чем у них.
Надо рисовать, не останавливаясь... - в таком духе я выступил, потом
председатель Союза говорил долго. Потом раздавали грамоты и подарки, а мы с ним
по очереди подпрыгивали на своих стульях как Ваньки-Встаньки
деревянные - это
. .
. .
. .
. .
. .
. .
мы
пожимали руки тем из поздравляемых, которые их к нам
протягивали. Это было смешно, но я старался эту мысль от себя прогнать и старался думать, что «народ» не замечает этой
смешноты, а больше любуется, как мы заседаем в
президиуме, ну, в общем, я думал обо всем об этом, и
подпрыгивал, и думал, а надо было просто отодвинуть стул и встать, но хотелось
сидеть за столом, то ли устал, то ли дорвался до роли «человека, сидящего перед
народом». ... Не помню, какого цвета была скатерть, кажется, красного, потом мы
с ним ходили по зальчикам с этой толпой
и говорили о картинах… А вообще-то наоборот - сначала
ходили и
говорили, а потом сидели за
столом, ну, и еще я дал интервью местному журналисту на магнитофон и повторил коротко свое выступление, а потом, наконец,
меня повели в ресторан, я к тому же не завтракал и не обедал,
поскольку на животе уже складки на три
пальца, но в ресторане я так обожрался двумя кусками нежнейшего мяса и борщом и
салатом, что не заметил опьянения от бутылки водки, выпитой на
четверых, хотя методистки особенно-то не
пили, прощались на морозе у входа в гостиницу, а в 8-3О я уже сидел в кино, в 9
уже вернулся, т.к. мне надоели гонки на мотоциклах и гангстеры через 15
минут, и в час ночи был на вокзале и в два часа - в поезде, в три заснул, и в 9
утра поднимался по лестнице к себе. Все произошло мгновенно, а вот не в голове
и памяти, а в словах, это вроде бы как
утомительно длинно, а ведь пропустил, как по дороге в ресторан председатель говорил:
-Мне
с именем
не повезло. Родился в 33-ем,с Гитлером тогда мы
дружили и дружбу эту берегли, и имена были тогда: масса всяких Эдиков и
Адольфов, вот и меня туда же.
-Но
зато с отчеством хоть все в порядке, Федорович, - говорил уже я ему, чтобы
поддержать разговор и чтобы показать этим, что хоть не назвал я его ни разу по имени-отчеству, но запомнил, а
ему-то просто было, и он шпарил, как будто издевался надо мной: Юрий Юрьевич,
. .
. .
. .
. .
. .
. .
да Юрий Юрьевич, а на меня как будто столбняк
напал, и я в ответ просто молчал или говорил обтекаемое «Вы», и все.*
. .
. .
. .
. .
. .
——— .
* если сказать попроще и понятней о моих переживаниях для тех, кто с
негодованием пропустил уже множество страниц, из-за длиннот, то не мог я
выговорить никак «Адольф Федорович»
. .
. .
. .
. .
. .
.
.
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. ### .
. ### .
. ### .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
.
неделя прошла в чаепитии: все время пили чай, ели суп, котлеты и опять
чай, чай, чай - то с пирогом, то со сгущенным
молоком, то с вареньем. Как-то после
субботы и воскресенья заехал в
музей, где формируется выставка Республиканская к Сорокалетию: хранители и
рабочие имели такой вид, как будто из
ящиков все повылазили - все в черном, тихие и
медленные, сало едят и не пьют. Потом пришли прочие организаторы. Меня
спрашивают:
-Ну как командировка?
-Да как, - отвечаю, - одноэтажно-двухэтажный
город мне понравился.
-А еще что?
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
-А
все остальное забили ресторанные впечатления, - отвечаю и действительно не
помню ничего, кроме гостиничной пустынности и околокинотеаторного
лютого холода и вагонной темноты с множеством полок и свисающими простынями. А все остальное? А все
остальное, оно, как бы это сказать, но почти не вспоминается, уда-то провалилось.
Кажется, даже есть такая народная присказка:
у тебя не голова, а сито, или память сравнивают с ситом. Ну да, память,
говорят, дырявая…
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
.
. ##### .
. ##### . . .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. я
много собирался описывать подробностей по поводу Сита
Зеркал, но вроде бы уже все
описал. Вроде бы уже все явления Сита
Зеркал описал и так, и эдак. Правда, не очень похоже,
но это тоже надо отметить как
неуловимость Сита Зеркал, как только начинаешь о нем думать, так через
несколько минут наваливается сонливость и потеря памяти. Значит,
Сито Зеркал, вроде бы как умеет стирать в нашей человеческой памяти свой образ,
как женщина, которая захочет того и сделает так, чтобы мы думали о ней и помнили ее, а захочет -
постараемся забыть, да побыстрее, но женщина дает нам жизнь, сближаясь с нами,
в виде продолжения рода, а что дает нам Сито Зеркал? для чего оно существует?
неизвестно, может быть это просто мир, в котором мы живем?
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
Кстати, когда я уходил сегодня по поводу письма
из Секретариата Правления о квартире, мне жена с лестницы что-то крикнула о лягушках,
тощих как кузнечики. Что она имела в виду за этим? Невероятно догадаться, как
мне это применить в Секретариате,
невероятно приду мать, я положил этих лягушек в психологический карман, как
засовываю по карманам все то, если раздается звонок в дверь, что не нужно и
неприятно увидеть гостю на столе, или на диване, или на полу.
И совсем недавно я увидел свою память довольно
близко и довольно подробно. Я шел по
коридору на кухню, не помню, завтракать,
или обедать, или ужинать, но вдруг посередине - моя голова запрокинулась,
волосы откинулись, встрепенувшись, и каждый волосок на моей голове нашел себе
гнездышко и втянут был туда так, как мы втягиваем
молочную лапшу с ложки, если она свешивается с нее, и по этим всем нитям стало
уходить, как тысячи поездов с одного и того же вокзала, и так стало уходить все
из моей голо вы неизвестно куда. «Вот оно, Сито
Зеркал» - подумал я, тотчас образ весь
стал бледнеть, и когда я сел на кухне на свое место, то я уже не
помнил всех зрительных подробностей -
осталось только впечатление, и кроме того я
удивился, что все произошло не на моем месте, а на подходе к нему.
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. ##### .
. ##### .
. # .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. сегодня
вспомнил я, что давно не видел людей с усами, которых описал на первой
странице. Они, наверно ... хотя, пожалуй, нет, исчезнуть они не исчезли, как это??!! - были-были, да еще в таком количестве ...
просто
. .
. .
. .
. .
. .
. .
это
опять-таки Сито Зеркал - и это они мне невидны, а на самом деле, я уже об этом
догадываюсь, они, конечно, есть, и некоторые люди сами как-то странно водят
своими руками над голо-
вой. А другое дело, зачем эти усы? Может быть, это иные совсем какие-то связи этих людей с миром и между
собой.
…Локти-то, самое главное, что их
локти при этом неестественно ходят, это же видно любому проницательному
взгляду, не обремененному никаким занятием, кроме как смотреть себе перед собой
(между прочим ).
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
.
.
. .
. . .
. .
. .
. .
.
. ##### .
. ##### .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
навестил приятеля. Лежит под одеялом, вид растерянный, но шутит себе.
Шутит - эти шутки отчасти его и положили в кровать. Он все шутил-шутил над
всеми, над обществом, а деньги-то пришлось ему зарабатывать серьезными плакатами о надое молока в
издательстве «Плакат». И вот, окруженный своими полу
абстрактными персонажами, нарисованными на листочках бумаги и развешенными над
полками с книгами, и там, и сям, по
стенам, он вполне реальные коровы рисует в воображении своем, пока напыляет
компрессором краску (кисточкой тоже можно, но не будет все так волшебно - гладко),
так вот - пока напыляет краску... на
свой плакат об удоях, а персонажи …
.
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
…не молчат со стен, они над ним
подшучивают, а он в ответ, наверно, над ними подшучивал ... и так несколько лет
... и чем же кончилось? а тем, что больше он ничего не делает, и лежит в
постели. А мы сидим за столиком полукругом около его постели.
И вот, к
сожалению, быстро слишком мы съели картошку с селедкой, а чай-чай, который
начался, вдруг стало пить почему-то скучновато. Но вдруг в самый разгар тревожного молчанья он или его жена нагнулись к полу и вытащили из-под кровати
коробку, раскрыли ее, и
в
комнате стало темно, подул ветер, причем какой-то странный. Хозяин о чем-то
сказал своей жене, и я понял в чем
причина странностей, дело в том, что ветер и камни под ногами...и небо, и деревья -
были вокруг нас тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года.
. .
. .
. .
. .
Несмотря
на свою двадцатилетнюю давность, все было довольно свежим и настоящим на
ощупь. На берегу моря мы увидели двоих людей, они были молоды и даже влюблены,
они ходили по берегу и почему-то странными кругами, как будто какая-то веревка
мешала им, и в то же время веревки никакой не было, потому что круги передвигались,
сдвигались... круги медленно по берегу..., а иногда они переставали делать круги и подходили друг к другу и, склонив голову друг к другу, стояли - они показывали что-то друг другу. Но что они
показывали друг другу, было неясным.
Я только понял, что это было
нечто, что они показывали, и что они собирали на берегу было нечто, которое
никак нельзя назвать, определить или использовать, это было что-то практически
даже почти несуществующее.
Когда мы уходили, то унесли две такие
штучки с собой. Жена его подарила
эти две штучки нам, вернее моей жене, то есть женщина была любезна одна
к другой и подарила НЕЧТО.
. .
. .
. .
. .
.
.
. .
. .
. .
Это
было приятно. Хотя что-то настораживало. Ну, конечно же, всегда что-то настораживает,
а тут еще этот маленький факт и нюанс: я
же начал курить в тысяча девятьсот шестьдесят четвертом году, (и до сих пор об
этом жалею).
Что-то бы очень важное бы нужно добавить,
но... но не могу, что-то голова опять
кружится, как будто после карусели или как будто еще что-то в этом роде.
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. ##### .
. ##### .
. ### .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
.
. просидел вчера с восьми до 12 ночи у режиссера.
Пил чай, книги листал, пока шла деловая беседа режиссера с моим знакомым.
Надоело, решил записать чего-нибудь из разговора, но
подкарауливал-подкарауливал, а больше пяти строчек не записал я тогда:
-А
за что сняли Ширлинга?
-За
то, что он укусил за палец гаишника.
-Его
посадили?
. .
. .
. .
. .
. .
. .
-Нет, но он теперь не может уже быть главным
режиссером театра.
Минут через 15 я понял, почему Мим (так звали моего знакомого), так вот,
почему Мим говорит всегда тихо, будучи
сам глухим, ему нравится, чтобы все, мучительно напрягаясь, прислушивались -
пока режиссер морщился, вслушиваясь в его полушепот с
небольшим гудением, я понял, какая это изысканная и остроумная месть за свою
глухоту.
Ночью едва выключил свет, и прошло полтора часа
в бессоннице - вдруг вижу, что меня носят на руках какие-то мужчины, как
тумбочку или бочку с фикусом. Пока меня проносили мимо первой
моей жены, она недовольно сверкнула глазами, а когда и вторая бывшая моя жена
меня увидела, то показала пальцем на висок и покрутила там, дескать, свихнувшийся я или глупый от природы (я обиделся, т.к. на
самом деле она так не могла думать),
третья как обычно демонстрировала невозмутимость, четвертая изобразила горечь
на лице брошенной женщины», пятая заморгала-заморгала часто час-то,
глядя перед собой... шестая, седьмая, восьмая, девятая, десятая... - мне было интересно, но мало того, что мне
было одиноко, но многих из них я вообще видел в первый раз.
. .
. .
.
.
. .
. .
. .
. ##### .
. ####
. . .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. до сих
пор перед глазами зрелище: ходит по коридорам
и лестницам секретарь Правления, распухший и белесый - как утопленник, и
раскачиваясь ходит: вернее, идет в одну сторону, а сам валится вроде бы… .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
…назад, а потом меняет
направление, и поэтому кажется, что покачивается, но от того, что он при этом улыбается и руки самодовольно в карманах держит, невольно
вдыхаешь в себя воздух, кажется, что под водой
захлебываешься вместе с ним. Но когда отворачиваешься, тогда чуть-чуть
легче.
Наконец
кроме отвлеченных фактов документальное и письменное подтверждение!!! Недавно
попалась мне одна книга, хочу выписать из нее полстраницы как описание...
устройства одного:
«Кончилось тем, что я устал
думать про эти неприятные для меня вещи,
и как бы сознание мое притаилось посередине: я представил какое-то темное
пятно, оно стало расти, я стал уменьшаться, мы двигались навстречу друг другу,
пятно оказалось множеством торчащих каких-то трубок, цилиндров, кубов,
перепутанных проводами и вроде бы какими-то лентами, но у всех выпирающих
предметов обязательно что-то светящееся было наверху, какие-то отполированные
отдельные места, которые блестели, сверкали, сияли и мерцали. В моей голове
стали носиться странные две пташечки серо-коричневые, довольно бесшумно, и я
заснул.»
«Утро началось с того, что я вдруг сказал два
странных слова: «Сито Зеркал».
Это отрывок из повести о каком-то мореплавателе,
стр.13, начиная с середины первого абзаца. Это интересно в том плане, что мало
того, что я жил другой жизнью в другом месте, в данном случае в Мурманске
по-видимому, но и в той жизни мне удалось (и слог, и фамилия моя почти что на
обложке, только откуда-то взялся соавтор*), так вот, и в той жизни мне удалось
все-таки заметить само существование Сита Зеркал и дать его описание (хоть и не
полностью), хотя я .
.
*
которого у меня никогда не было…. . . .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
и не понимал, что это такое, да и сейчас, можно
сказать, заканчивая свои записки специально о Сите Зеркал, я не могу точно сказать,
что это такое, так как, назвав только одну грань, например, что это мой
ангел-хранитель шаманит около меня, охраняя мою жизнь, я был бы далек от полной
картины, но в то же время, просто описывая ощущение свое от Сита
Зеркал, я рисую невидимыми красками и линиями это Сито Зеркал более полно и
точно
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. . . .
. .
. .
. .
. .
. .
.
.. 29ф85
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .
. .