Ю р И
й
К
о С а
Г о В с К и
Й
м а л
ь ч и к
п
о ю щ и й
в
МОСКВА 2
0 0 3
1
«Ну
вот» и «дескать», как две дрессированные шмокодявки, задрожали
мелкой дрожью и при этом то
увеличивались, то уменьшались... и я понял, что началась повесть, а
название потом, как всегда, придумается.
Странно,
конечно, писать неизвестно что, но ничего, чувство любопытства и
любознательности не должны нас терроризировать: это все временное неудобство,
через день, два, три название будет как
миленькое т. к. закончу свое
повествование.
А,
кстати, и такой вариант возможен: «Провинциальная больница».
2
Сплю, сплю, сплю, потею, потею, потею, фразы крутятся перед носом,
но стоит открыть глаза - они исчезают.
3
Это
сегодня все было (вообще, очень уж много всего). Я вдруг побрился и помыл
голову (а был как чудище) перед приходом врача и как это потом оказалось
кстати!!! - прямо осенила меня высшая сила. Врач-то предложил меня госпитализировать,
соблазнил так: ну, что Вам ходить по очередям, анализы делать - там Вас положат
и все сделают.
И все
сделали, но за это преисподню показали, не надолго,
но показали.
-Ну, вот идите в палату номер девять.
-А где это?
- показываю больше лицом и руками свой вопрос, чем словами.
-Это вконец и направо.
Дошли,
толкнули дверь: 16 кроватей и на каждой обитатель... обитает.
-А места нет свободного? - говорю я
и бегаю глазами по постелям и обитателям.
-А это вот там дальше посмотрите...
Оказывается,
еще одна дверь есть в этой комнате... толкаю, захожу: четверо кроватей и
четверо обитателей, один из них еле просыпается и освобождает койку, когда на
вопрос, два раза раздавшийся от окна, я два раза проявил твердость духа:
-Вы к кому?
-Это что ли свободная постель?
-А Вы собственно к кому?
-Мы сами ложимся.
-Тогда - эта, но вот она здесь спит. Она из
Липецка и не может же всю ночь на стуле
проводить?!
4
Еще
испытание было моего духа, когда крикнули в коридоре:
-Больны-е! У-жинать!
Страшно
увидеть эту еду... - и любопытно.
Страшно, а
тянет - это мазохизм. Любопытно как, и
кто, и что... э т о будет есть (?!) - это садизм. Стыдно. Но я же писатель и мне
надо все описывать, в том числе и народ описывать.
Через две
минуты вошел на сцену театра - «DINNER ROOM»: две небожительницы
чай всем наливали в кружки, каши... и
еще пол ведра молока стояло. Но в стороне - не всякий храбрец на него посягнет.
Оглянулся - кружки нету. Догадался взять тарелку, и
мне плюхнули туда половничек. Оглянулся - вилок нету.
-Чего Вы хотите?
-Где тут у вас вилки?
-Вилок и ложек нету, из дома приносите.
5
Унес к
себе в номер, с вожделением рассматриваю комок, возвышающийся благородно над общим месивом - думаю, кусок
масла сливочного. Ткнул ушком от очков,
нет, это плохой комок, плохо промешанной и плохо проваренной каши.
Обидно
было обмануться. Отнес обратно. И все
старички сидят и едят это, а остальные обитатели, например, из палаты N9 - шестнадцать
бодреньких обитателей (а!?) - они, наверно, из тумбочек достают и едят.
Жаль стало
старичков. Да и тех 16 обитателей тоже жаль, что же их в одну кучу сгрудили?!
А мне
повезло, странно. Я думал, придется говорить - я писатель и художник, ну еще
пианист и композитор; может, мне
отдельный номер дадите?
Странно,
лежу в отдельном номере, сплю, потею, пишу, прислушиваюсь - и хожу на
процедуры.
6
А зав.
отделением я понравился, судя по разговорам, что мне доносятся. Жена туда-сюда сходила несколько раз и вот довольно контрастная
картина. В Приемном Покое нам говорили, если пневмония то - две недели, не
больше, а зав. отделением сказала - двадцать дней, если пневмония. И вообще, запомнилась такая фраза «ну раз он уж
к нам попал, мы его полечим!»
7
Лучше стал
себя лучше чувствовать, заметно. Не выдержал, что солнце уйдет без меня. Вышел погулять,
постоял у стены солнечной. Несколько раз встречал курящих,
но курить совсем еще не хочется. В душе ожидание чуда: а вдруг всё уже! не
буду курить... Но мало надежды. Как
начнется дома «выяснение отношений», ну, как не закурить? ...
8
Когда она
сидела около меня на постели, лицо у нее было приятное, излучавшее доброжелательность,
ну вот, дескать, сейчас расскажите историю своей болезни и будем Вас лечить -
но колючее слегка, как куст крыжовника или
боярышника. Почему-то хотелось через запятую и куст жасмина в тот ряд
поставить, но ведь у него нет колючек, кажется - видимо, что-то еще я не
передал в ее лице.
Но как же
ему не быть и «колючим»? Она же зав отделением. Это все непросто, это все
сложно: коллеги, нянечки, медсестры, начальство... Пожалуй,
не хватает в последнем предложении больных: коллеги, истории болезней, нянечки,
больные, медсестры, истории болезней, начальство... Когда она уходила,
жена сказала:
-Он такой привередливый! ...
-А мы будем кнутом его и ... пряником, - сказала
она и исчезла за дверью.
9
Смеркается
у дальней стены палаты. А у окна еще светло. Скоро сумерки заполонят все. Уже
1О вечера. Под моей дверью рассказывают время от времени какие-то истории. Там лавка
в коридоре, люди садятся и разговаривают. Я уже слышал 2-3 истории, но нет сил
описывать, спать хочется с одной стороны, а с другой надо бы пописать
пока свет в окне.
1О
Свет включил.
Удивился, что птицы вдруг не спят, а летают...
А-а! - думаю, - это летучие мыши! Все спят, а у них самое бодрствование. Вспомнил, что
слепые они; думаю, как красивы их полеты, вижу их в звуковом ощущении пространства,
как геометрически прекрасна музыка их полетов! - думаю; и увидел сначала острые
крылья, как у ласточек, а потом и хвосты раздвоенные, как у ласточек...?! А
чего они разлетались? Ну, видимо, мошки полетели кушать больных, а ласточки
полетели кушать мошек.
11
Вспоминается мне, как, гуляя, я решил пройти мимо тюрьмы (это
здание легко узнается сразу по сеткам в несколько рядов и по спиралям
коричневой, тьфу, не коричневой, а колючей проволоки и почему-то у верхних
углов здания, как будто беглец насекомое какое-то и по верхним углам может лазить, но не важно... -
важно то, что одежду он издерет - по
чьему-то замыслу изрядно, так вот
тюрьма одним краем к больнице примыкает, и вижу, идет красотка,
в белом халате, из Приемного Покоя!!! ... Я только посмотрел на нее, но ничего не сказал, она тоже. А что она
могла сказать? Только на «Скорой Помощи»
Вас привезли, и Вы уже гуляете?! Неловко, действительно, но с другой стороны
- значит, лучше мне стало. Я ничего не сказал тоже, а что-то такое
вертелось на языке - вроде: ага, Вы из Приемного Покоя?! или: кого-то
прослушивали? Но она ничего не сказала, и я ничего не сказал. Она наверно
подумала: промолчу-ка лучше, а то все про больницу да про больницу надо говорить, а лучше просто молча пройдусь
небрежно... - и прошлась, помахивая фондоскопом.
А я тоже
подумал: это та самая, сейчас она мне чего-нибудь скажет. Но она ничего не
сказала, и это было приятно. Впрочем, я тоже ничего не сказал, наверно, это ей
тоже понравилось.
12
Пил сок, глядя
в окно, там пара сидела вначале дорожки. Оглянуться не успел, они уже мимо
идут, а перед этим она курила, так красиво руку приподняв к плечу.
Бабочка на
потолке передвигалась незаметно. Потом увидел ее близко, она разместилась в
щели щербатой на тумбочке. Красивые крылья и усы.
Через
некоторое время еще одну обнаружил на полу, приподнял ее на бумажке и порассматривал. Крылья вроде и красивые, но мощная голова,
как у быка - туповата, ноги, да и все противноватое.
И странно,
она, пока я ее загонял на бумажку, все норовила улететь (и отлетала на 2-3
сантиметра в сторону и снова сидела спокойно), интересно было вот что : она могла еще летать..., но ей уже как будто некуда было лететь.
13
Ох, не
проспать бы, завтра в 8 утра мне сдавать анализы: крови, мокроты и мочи.
Интересно, что в углу потолка вытяжка воздушная, но не из моей
палаты, а из соседнего помещения и - в
коридор (так казалось, на самом деле, она в стене и вверх или вниз
направляется), но полное впечатление, что в коридор - и вспоминается, что там
лавка, люди сидят, всегда разговаривают -
неужели?! ... для того
специально... ... там же истории
рассказывают всякие?!... Ах нет, это же конечно
случайно, хотя символично (!!!).
Вытяжка в
моей комнате закончилась вроде бы и пошла дальше на конус. Но как они соединили
это место (!), шов выпирает воротничком и болтами -
дыхание мышления целой эпохи, когда все было масштабно. Эпоха какого-то
железного гиганта. Я спросонья подобрал слова поточнее
и получилось скучно до смерти, именно так в ту эпоху и выражались «эпоха
железного гиганта».
Вот
пол первого ночи, мне сделали укол, но не полный пузырек, а половину. Осталась
от кого-то половина. Не знаю, что хуже, что микробы привыкают к дозе меньшей
или что я об этом думаю: силы-то микробов укрепляются, а мои соответственно ослабевают, или что они
выкроили пузырек для себя? или что я об этом думаю и
расстраиваюсь, что меня за дурака принимают?
14
Я так чисто
дышу, как будто стоит мальчик лет 11 в комнате пустой и поет. Не очень
уверенно, но уже с некоторым удовольствием.
И опять
мысль как молитва, вот бы больше не курить никогда. Представляю даже самую
невинную картину, сидит моя жена в беседке, и покуривает, и я рядом
пристраиваюсь со своим японским мундштуком, который столько смолы собирает, чем
и знаменит... - и нет!: этого дыма не
хочется впускать внутрь себя. Не хочется, чтобы это было, никогда... Я
чувствую, что я это уже как заклинание повторяю. А что, может, они и помогают
заклинания. И повторю, раз охота, еще раз: не хочется этой клейкой, едкой
заразы никогда, никогда.
Я лежу и
постанываю, как пес обиженный и высказывающий вслух свою обиду, что столько лет
курил (несколько десятилетий) и, неужели, не вырвусь? Да-да, точно 3О лет.
Захотелось
написать статью о психологическом саморегулировании курящего человека, и
подумал, хорошо бы в соавторы взять психолога, да еще курящего, да и второго -
бросившего курить. А где же их взять? А мысль уже рвется вперед... (или назад,
или вбок?).
Так вот,
вспоминается, что до курения я в волнительных случаях брызгал себе в лицо
водой, нет, это красиво сказано, умывал лицо - опять не точно... подносил
в ладонях воду к лицу и мочил его, пока не успокаивался...
И есть иллюзия у курящего:
покурю, успокоюсь и приму решение. Но и без курения можно подумать, успокоиться
и принять решение.
Дело
в том, что если очень велика проблема, курение не успокаивает, куришь, куришь,
все слабее и слабее себя чувствуешь, а чувство беспокойства гаснет вместе с
твоими силами, а может и запаздывая, т.е. ты гаснешь,
а беспокойство практически не гаснет, проклятое. И тогда идешь и ложишься
передохнуть, как раненный зверь в берлоге, и вот это, понимаешь, единственный
подход трезво подойти к проблеме, спокойно без паники. Значит, никотин-то не
дал спокойствия, а только прибивал к земле, а спокойствие дало лежание в
тишине.
15
Наконец увидел, как бабочки перемещаются.
Вижу,
одна летит (та, что мне понравилась) уже
метр от потолка и ближе к стене и куда-то к окну мимо меня. Как будто я -
иголка, а она - нитка и ей надо протянуться мимо меня, как через ушко.
А вторая
перед этим из тумбочки вышла и покрутилась по дверце, но трудно ей было
крутиться: одна нога то ли не работала, то ли отсутствовала, ну она и свалилась
на пол и под тумбочку ушла.
Надо бы окна открыть, и обеих выпустить, это же их пустыня и гибель
- бродить по этой палате с четырьмя
кроватями и четырьмя тумбочками (одна из них
коричневая, но до того обитая по углам и
поверху - светятся эти углы, как
два глаза широко расставленные, ... в
середине нет ничего и от этого вечное
удивление заняло пустое пространство, а дно вообще по размеру и по форме
случайно подошло; остальные белые, на одной кто-то не то пилу
пробовал во время ремонта, не то пилил, и вся крышка, ну не вся, а в пяти
местах, запилена).
Утром
уколы в 7 были, и опять мне показалось меньше, я даже спросил:
-Вы мне сколько делаете?
-...- недоуменные брови.
-Миллион?
-Ну да, миллион, а что много?
-Да нет, - отвечаю задумчиво.
А
впечатление - только половина.
У меня такое ощущение, кто первый войдет - ему флакон, а кто
последний - половина
или треть, как ночью.
Ах, микробы-то привыкают и
что поделать-то? Ничего
не поделаешь. Обозлятся если
медсестры, что мешаю им воровать пенициллин - грязь засунут в иглу или
от тяжелобольного заразу
перенесут, ну, в крайнем случае, если уж гневаться так не будут сильно - будут
колоть один растворитель без пенициллина.
И грустно, и смешно, курить не хочется: еще кроме медсестер на мою
душу и Эту Заразу!
Гнать бы их этих всех из головы! Прочь! Прямо липнет что-то невидимое и
мерзкое к ручке, что писала о них. Поставлю точку и начну следующую главу.
16
Без
двух восемь. На своем мужском достоинстве (неудачное название - что за
достоинство?!) ... на принадлежности, лучше сказать - маленькую болячку обнаружил. Вот если бы по миллиону кололи - разве бы могло такое
образоваться?! Подумать только?!
Итак, иду
сдавать анализы крови где-то на 4-ом этаже, только подремлю немножечко, хотя бы
5 минут.
17
Очередь
оказалась страшная, я занял и вернулся ( какому-нибудь иностранцу
будут и не понятно, так скажу для него: я определил возгласом «кто
последний?» того человека, за которым и я следом пойду к лаборанту сдавать свою
кровь),так вот занял и вернулся, но когда снова
пришел, то никого уже не было. За это время я
и поспал-подремал, и успел анализ крови из вены сделать в процедурной на своем этаже.
Свой шприц отдал одноразовый. Она крутила и
тыкала там несколько раз, так что вздулось у меня это место - внутреннее
кровоизлияние или гематома на ихнем
языке.
Залюбовался
на витрины у кабинета заведующей отделением:
Ленин в кепке, в пальто и в жилете идет, вроде бы, по набережной Москвы.
Цвета - вроде бы черный и красный, то
есть Революции и Смерти, и вещь,
действительно, и нарядная, и суровая. Есть такое выражение «да я тебе из говна конфетку сделаю», оно не подходит, но почему-то
вспоминается (может быть, предмет для размышления сомнителен).
И при этом, чем умнее был Ленин, тем хуже для
Революции. Самый благопристойный занавес
для сцены революционной был Плеханов, читавший лекции об искусстве с обращением
«Милостивые Государыни и Государи!», а
Ленин в искусстве мало смыслил,
Диккенса «мещанством» называл, в то время, как это
Поэт, а без Поэта наша жизнь уже и не нежна, и не светла, и не возвышенна. Правда,
много есть фальшивых поэтов, по слабости дарования и официозных, поющих о том
«о чем надо, но Есенин хорошо сказал об этом:
Я вам не кенар
я
Поэт
и не
чета каким-то там
Демьянам
пускай
бываю иногда я пьяным
зато в
глазах моих
прозрений
дивный свет
или:
всю душу я отдам
и
Октябрю и Маю
но
только лиры милой не отдам
Занудливого реалиста Толстого возвел в ранг Зеркала Русской
Революции, но при этом запретили (его соратники) Достоевского, особенно «Бесы»,
вот уж под увеличительным стеклом, где она стала видна революция: с круговой
порукой, тайной, через убийство (чтобы не разбежались, чтобы не пикнули, чтобы
исполняли, но в основном убивали, т.к. все живое или пикнуть хочет или
разбежаться от круговой поруки и убийства).*
Но
попробуем понять Революцию, а не осуждать. Вот земля. Ее корчуют и жгут, и
растят пшеницу колосок к колоску. Так и Революция чистит, чистит место - для
кого? Для истинно революционных. А остальные, лишние подлежат ликвидации, т.е.
смерти. Но это такое растяжимое и неуловимое понятие «кому жить», потому что
они все время убивают друг друга, что же для них жизнь всех прочих: Сталин - Ленина... ... Ленин...**-
*Вот еще
одно страшное Зеркало Русской Революции - Солженицын, его «Архипелаг Гулаг»
самая страшная книга на свете: на каждой странице тысячи убийств, убийств,
убийств ...
** Плеханова...
(некоторые пары будут названы полемически, но продолжим)... Гитлер Рема... ах, забыл: Марат – Дантона, Робеспьер -
Марата... - и если на самом
верху, и на самом начале нет ни возможности выжить, ни надежды на это, то в
самом низу миллиарды от имени Революции и Народа погребены или уничтожены без
погребения от ГДР, ПНДР до КНДР или КНР, на человеческом языке: от Германии и
Польши до Китая и Кореи. Именно
чтобы такая смертоносная цепочка не была выстроена и заявил Достоевский «весь мир не стоит слезы
ребенка», но Достоевского постарались запрятать от сознания русского народа... Если со мной
будут торговаться, не миллиард скажут, а 2ОО миллионов закапали в сырую землю
человеческих душ - ладно я уступлю, но напомню, это исторический процесс, если Революцию не остановить, она
все на свете съест, она ненасытна вечно.
Фон такой красивый у Ленина, взгляд примитивен
- потому что это святая святых Лицо
Вождя - здесь ни-ни! Ни каплю фантазии... или поэзии... Здесь самый центр Идеи,
здесь особенно нужна стерильность - никаких фантазий. Из
куриного яйца хоть курица
вырастет, а из этого центра Идеи -
ничего. Потому что закон науки физики:
из ничего и вырастает ничего. Это Ломоносов 2ОО лет назад утверждал, из
ничего - ничего.
(Очень строго говоря,
пустое место в природе обязательно
чем-то заполнится и
всегда я видел в ликах Вождя
алчного скульптора или живописца с некоторыми переживаниями меркантильного
характера, лицо хапуги таила всегда маска Вождя в своей глубине, хотя внешне
изображала то мудрость непомерную, то непомерную зоркость, то непомерную
доброту. В эпоху кровавого террора лики изображали Доброту,
а в мирную эпоху умеренного террора -
Мудрость, но тайное содержание Страх или Стяжательство, а как говорили
древние «тайное сильнее явного» и в масштабе всей страны взошли семена...)
Рисую
кружок, но номер главы не пишу: не помню какой номер. Надо вернуться да посмотреть, но так даже интереснее... ( Ну
да, по секрету сообщаю, что предыдущая глава была 17-я.) Не
знаю, писал ли о том или не писал, но я позвонил от «старшей сестры» (монстр в
белом халатике, в общем-то, не очень был страшен и даже наоборот любезен -
но микробы привыкают от
уменьшенной дозы и если это так, то это победа не врача, а Старшей Сестры, и, подозреваю, не только у
меня одного и, подозреваю, и не только с моим, пока однодневным,
пребыванием).
Просил
(через соседей) по телефону, чтобы жена ложку, кружку и пенициллин принесла
(чтобы не привыкали микробы).
Интересно
есть ли библиотека? Читать бы и спать бы. А я пишу и пишу. Но посплю, наконец. Черт, а микробы-то привыкают, их потом уже
пенициллином не возьмешь.
19
Через
1О минут укол. Меня чуть тошнит. То ли
эф...* черт, не запомню никак названье препарата,
то ли еще от чего. Постараюсь спокойно углядеть, как далеко шприц отводят, как много лекарства
набирается. А можно спросить: покажите мне,
сколько миллион, потому что мне жена будет дома уколы делать...?
Может,
окажется, что все нормально и мне показалось, один раз треть флакона и два раза половина и только два целых было. Может,
это тогда было, когда она бултыхала флакон. Еще три минуты осталось. Зашла
девица в белом халате:
-Хотите ... раствор?
Не понял, как она его назвала.
-А для чего он?
-Ну, просто
всем больным дают пить. Ну что, налить?
-Нет, спасибо, понимаете, я не могу пить, не зная что это. Вы пойдите, узнайте, ага? что это и зачем, и
потом мне придете, и расскажите, ага?
вот тогда я буду пить, хорошо?
——————————-
*имеется в
виду эуфелин
-Хорошо, - улыбается она в ответ, - сейчас, - и исчезает. Она ушла
и больше не появилась. Странно, а на вид была очень симпатичной. А на деле – неосведомленной,
ну и что? пошла бы, осведомилась, так нет - исчезла и все. Зато я осведомился,
что неосведомленные очень капризные: и я, и она.
Уже пол
часа, как должны делать уколы. Но ничуть ничто не колышется.
Залюбовался,
как медсестры в халатах раскладывали по партитуре таблетки, ну прямо как дирижёр: пальцем водит по партитуре и
таблетки вскрывает, и по флаконам. Но
один раз засмеялась.
Я подошел поближе (ох, застанет меня зав отделением, спросит, чего
это Вы пишите? надо ответ заготовить. Мысли об
искусств - скажу.) Да, так подошел поближе (кстати,
вспомнил об этих «мыслях об искусстве»:
мой приятель стал в конце восьмидесятых годов директором или замом с
отдельным кабинетом в фирме... вроде бы что-то о кроликах... я говорю, давай я
у тебя один день проведу и опишу его с утра до вечера - не пустил) так вот,
приблизился к двум дирижёрам фармацевтического оркестрика
и говорю, что вот, мол, их тетрадь, как партитура
дирижёра, но вот, мол, Вы засмеялись -
смешное место попалось?
Она улыбнулась,
но промолчала. Ох, надо уметь молчать, наверно, среди этих небожителей в белых
халатах, ох, надо уметь молчать и промолчать.
Прошли
мимо какие-то другие небожители и к Старшей Сестре свернули в щель ее кабинета. А я только появился после
туалета.
-Вот больной из 6-й палаты, - говорят.
Я думал, что-то произойдет, но ничего.
-Это кто? - спрашиваю.
-Наша заведующая не... ее чего-то такое...
Андреевной зовут? Вроде как-то так?
-Это она и есть.
-Что же это, я ее не узнал? ... - бормочу я, преклоняясь, видимо, в эту
минуту всеми фибрами души перед этим
Существом, что толпою прошло
мимо меня в виде гибрида из восемнадцати ног и восемнадцати рук и скольких-то
голов, и иду к себе и жду ее. И голос уж (пол часа прошло) только что слышал. А
сделаю-ка перерыв.
20
На укол
сходил. Спросил, что хотел: вот мне жена, мол, жена будет колоть, так как это
разводить? чтобы миллион получался?
-А она, что, сюда будет приходить что ли? - спрашивает.
-Да нет, дома, я же не долго тут буду лежать.
-Ну, вот так... новокаин в пузырек, вводится,
видите, написано «миллион»...
Собирается
мне колоть, останавливаю ее руку.
-А
здесь что должно
быть написано?
4 или 5?
-Ну, я до 4-х развела.
-Ага, понятно, - говорю.
Она
делает укол, больно, черт возьми. Я постанываю.
-А еще чем разводят?
...
...
-Ну, это если у кого аллергия, то на
физиологическом растворе. Но это очень редко, только если кто не переносит
новокаин. Но это очень больно.
-Значит, лучше не будет - будет хуже?
-Да, - смеется она, - лучше не будет.
21
Пришли Юрище и Танище
внезапно. Я, увидев их - не увидел их:
как будто сквозь них смотрел. Пока не коснулся их, все еще удивлялся - они? или отражение ярких
листьев на солнце и красных темных кирпичей и витых черных
оград и т.д. заскочило в комнату сквозь стекла и расселось по пустым кроватям? Нанесли еды. Но
самое яркое впечатление от горячего борща со
сметаной. Я три раза наливал и ел. И пирога с мясом кусман
смел, солидный, даже корочку не доел - Танище ее доела. Они бедные не поели и ко мне пришли, но ничего, я предлагал им
пирог унести, сказал, что холодный из холодильника потом его есть
не буду. Но Танище оставила пирог, сама его завтра унесет. Прошелся я мимо ведер с едой и заглянул в каждое ведро;
я сказал, что есть не буду, только посмотрю - ну
что же, на вид еда ничего, и макароны не бедно пересыпаны фаршем и котлеты
хорошее впечатление произвели, что-то
было в них поджаристое, что для меня крайне важно, но супы или борщи в ведрах
были непонятны, осмотрев, чем питается народ, я порадовался, что неплохо, но
поскорей унес оттуда ноги, все-таки эта еды у меня заранее вызывает омерзение и
отвращение - нет, не так сказано: вызывает отвращение, отвращение, сильное
отвращение ... и на этом фоне - легонькое омерзение.
Некоторые
меня не понимают. Так вот. Маленького тараканчика я
видел днем на стойке одной небожительницы в белом халате. А что делается ночью?! Но не
на стойке в пустом коридоре, а в комнате с надписью «РАЗДАТОЧНАЯ»? Они там,
небось, кишмя кишат по доскам разделочным, маршируют и призывают друг дружку...такие токсины и разные выделения сотворить... на черные
кирпичи и белые батоны хлебов - чтобы
голосовали только за коммунистов. Вот почему еще провинция за коммунистов
голосует - тараканы и мухи, токсины выделяют со специальными
комдурманами ... в нужных дозах.
Ночью
сегодня загляну в «РАЗДАТОЧНУЮ», ну если не заперта она, то ожидает меня зрелище!
Мне
понятны истоки красных убеждений у мух и тараканов: при коммунистах такая
бесхозяйственность... (небось, такого слова не сыщешь в книгах до 17 года, во
всяком случае оно
очень пригодилось и возобладало вдруг в русском языке после революции) так
вот такая бесхозяйственность наступает и такое пренебрежение в делах, что
единственно, кто сразу же стал жить при коммунизме - это мухи и тараканы, хотя все генсеки это видели наступление коммунизма в далеком
будущем и только один хотел увидеть через двадцать лет (кстати, я очень люблю
этого генсека еще и за то, что он ботинком по трибуне или по столу стучал в
ООН, да и еще одного генсека я любил, который кричал «у нас правительство говно», « у нас министры говно»,
но потом я, правда, в нем разочаровался, когда узнал, что все первые
злодейства и жестокости пошли от него - эти потопленные баржи с офицерами и
зарытые в землю живьем попы и т.д. -
так, что хотя меня и радовало это смелое «говенное»
отношение его к правительству, но в нем оказывается было больше не смелости, а природной
грубости и жестокости - брат же его стрелял в царя и был казнен и может быть если бы не был
казнен не погибли бы потом 6О миллионов россиян от коммунистов, т.е. Ленин бы
и не так рвался бы к власти и не так бы был жесток, придя к ней) так вот
первые, кто стали жить при коммунизме - это секретари горкомов и обкомов, члены
ЦК, те кто охраняли их т.е. генералитет и те кто их
воспевал*, что бы возбудить к ним мою любовь -
поэты и художники, а так же мухи и тараканы, которые их опередили и
пришли к коммунизму с ними наравне.**
Перечитал я слегка предыдущее, и понял, что
все-таки, «кстати» вспоминается анекдот один, рассказывал его гениальный актер
Игорь Ильинский (как-то по телефону, что довольно смело по тем временам, но он
знал, что он делал - это тоже было актом
искусства!), анекдот же был
———————————-
*воспевали
в виде произведений искусств (романы, стихи, повести, симфонии, квартеты и
кинофильмы).
_____________
** я уже
погряз в этом коммунистическом болоте, но еще иллюстрация, а может, и две, как
получится. Во-первых, удивлялся я иногда на выставках живописи, что
прокоммунистические картины пишут не очень талантливые художники, а
поталантливее(их «начальники» не пишут, но они же, за
эту привилегию «надзирали»: они утверждали списки названий картин, на которые
заключались договора с художниками, за которое автор мог получить денежное
вознаграждение - «Слава труду», «Партия
- наш рулевой», «Строитель коммунизма» - лишь тогда открывались финансовые
закрома министерства культуры или Союза Художников - для прокоммунистического
вдохновения (!). При этом «убивалось» два зайца:
верхушка творческих работников демонстрировала ... «свободу» искусства от
политики, а все остальное было прокоммунистическим или никогда не появлялось на
глаза публики.
так тонок и умен, да и короток, что я подумываю,
не сам ли он его и автор, анекдот такой:
«Роберт
Рождественский - наш настоящий, советский, Евгений Евтушенко.»
Смешно было
в то грустное время от того, что они оба были и
нашими, и настоящими, и советскими, только один явно, открыто, а другой
прикрыто и тайно, в глубине и только внешне создавал иллюзию надежды, что
как-нибудь вдруг и напишет что-нибудь
антисоветское, но, увы... И все-таки, однако, он сам об этом хорошо написал, но
видимо вовремя и безопасно:
и лезут в соколы
ужи
сменив
с учетом современности
приспособленчество ко лжи
приспособленчеством
ко смелости
Но
перейдем, наконец, от коммунизма* к чему-нибудь реальному, например, к творогу,
что подали на ужин.
*Я
погряз в рассуждениях о коммунизме, это, действительно, непроходимое болото,
которое... вдруг возникает колоссально,
множится из пустоты, там можно проплутать всю жизнь, но все это пустое... и
пустота и иллюзии... «а вдруг?»... может быть, это и прекрасная иллюзия, но
тоже затоптанная в грязь, как и все к чему они прикасались. Стреляя - невольно
растаптывают.
22
Черт меня дернул
или мне есть захотелось к вечеру или любопытство подвело. Один раз я чудесно
сходил и набрал чаю в пакет литровый из-под сока, а второй раз, отправившись за
горсточкой творога, мне плюхнули из половника творога, сколько я ни кричал
«хватит, хватит!». Тарелка стоит. Я себе придумал наказание: съесть ее. Решение
принял после того, как понял, что он съедобный
(но несладкий и жидкий) вынесем
за скобку мое удивление.
Что такое
«жидкий творог»? Это: творог частично
унесли домой повара, допустим половину, и тогда, ровно на это количество веса
налили воду и, может быть, стакан молока на пол ведра этого явления природы -
«жидкий творог»!
Мне его есть страшно - пока воды доливали, то плюнули с досады, что
все унести нельзя и потом терли и терли половником в круглом
чане, растирая по стенкам, создавая
открытие нового продукта
«жидкий творог» - а мухи, а тараканы (!), отбросим их
коммунистические симпатии, а всякая зараза, налипшая вдруг, или микробы по воз
духу прилетели, или на ногах, или усах мухи с тараканом попали.
23
А я так и не сказал самое главное, а уже начал
новую главу - муха черная прилетела. И я
снял с себя наказание «есть этот творог до конца» Вхожу в комнату, а она летает
по стеклу. До творога далеко, но меня не было, может,5 минут, за это время и
долететь могла, и сеть, и покушать - ножки облизать. Итак, то, что могло
достаться бедному старичку или старушке, вдобавок к каше, я теперь и сам не
съел, и им не отдал, воспользовавшись визитом мухи.
Ну, отныне
больше ничего не возьму от туда, даже на пробу.
Рентген сделали. Рентгенолог сказал, пневмонии нет. Зав отделением сказала, все анализы получим и подумаем. Еще
одну банку для мокроты дали. Я удивился. Предыдущая банка, что я уже сдал на анализ, была
относительно чистой, если представить, что молекула или микроб, или вирус
размером, например, с таракана, то вроде ничего и все в порядке. А если
сказать, что они меньше в сто раз носа комара т.е.
точки на кончике его носа, то на банке были прямо-таки Кольдильеры
или Гавайские или Филиппинские острова. Я удивился чрезвычайно, банку дали более узкую (ее мыть труднее, чем широкую, только двумя
пальцами, а не тремя), но чистейшую. Но и про меня не забыли. Указание дали:
зубы почистить, прежде чем плевать туда. И кашлять только в комнате, ни в
коем-случае не в туалете или в коридоре.
Только
хотел чистить зубы, Танище с Юрищем пришла. Поешь,
говорят. Только поел, хотел идти чистить зубы, зав отделением пришла, опять очарование
для глаз и для интеллекта, но накаркала
невинным вопросом «что, трудно идет
мокрота?», я начал было мысленно: «понимаете, только я
было хотел, как вспомнил, что надо чистить зубы и пришлось банку помыть ...»
- но
фраза слабо запульсировала
мысленно, замахала крылышками, а я отвернулся и стал раздеваться, поскольку она
сказала:
-Давайте я Вас посмотрю. А-то я к Вам заходила,
Вас не было, Вы ко мне заходили - не было меня...
Послушала-послушала
и говорит:
-Ну как у Вас дыхание?
Стало лучше?
-Дыхание чудесное, - сказал я, - ... дыхание чудесное, - повторил я чуть
тише, самому себе, размышляя, рассказать ли ей, что в повести я сравнил
это с мальчиком, поющим в пустой комнате.
Но что-то
отвлекло...
24
Тело курить не хочет, голова курить не хочет, но где-то в голове там еще сидит эмиссар от никотина и все
депеши мне шлет в странных видах, как фокусник или факир: то низ живота потянет
или слюна мысленно побежит, как бы от куска жаркого, а на самом деле голубая
струйка дыма попросится к губам, то дуновение по потолку пролетит, загораживая
заманчиво крыльями в полете
светлый потолок маленькой, но
готовенькой фразочкой «ну а теперь бы сигарету», но
не в лоб она тычется, а намеком, вроде деликатной
какой-то твари, и тут же тает и исчезает бесследно. Да, чем здоровее я буду
становиться (в смысле воспаления или
бронхита), тем атаки будут агрессивнее.
Когда я в первый раз бросал курить, я себе подзатыльники шлепал ладонью и переставало дух захватывать тоскливо... Ну,
иногда две надо было затрещины или три.
25
Там
где я описывал, что мне делали рентген,
я забыл, что утром меня опять туда
позвали, челюсть рентгенировать и тут у меня опять всплыл ее вопрос:
-А гайморита у Вас не было?
-Да-да, вот тут у меня болело, - я ткнул пальцем
около носа слева и задержал его до конца
фразы, - но потом полоскал зубы горячей водой, и все прошло.
26
Там
где я описывал витраж, около кабинета зав отделением, с Лениным в тройке
(пиджак, жилет, и кепка) я забыл описать, что на большой лестнице - тоже
витраж. Огромный витраж: 3-4 красных
цветка, то ли сталинские розы, то ли революционные гвоздики. Читатель скажет, я
помешался на политике. Нет, милый читатель, это 200 миллионов
отечественного населения так помешались на политике, что они само программирующимися
и саморедактирующимися стали, а я воспитанный на
нейтральном искусстве, (в доме советского искусства не было категорически, как
низкосортного) и поэтому примеси в мельчайших
дозах я ощущаю всегда бодро и свежо, пусть кто-нибудь
скажет «бдительно», но я скажу «бодро и свежо».
И вот цветы сияют празднично
для наивных, а для меня источают отраву, пустоцветики
на нежно, допустим, голубом фоне, а сверху и снизу - не-то брусья жизнерадостно
сияют как зубы Бабы-Яги и тогда эти
цветочки плавают не в счастливом небе, а в нёбе у старухи Яги... то ли это
рельсы понатыкали внизу и вверху, а это значит, что зритель в яме сидит
и снизу вверх взирает.
Заколдованное
место это искусство было - для
желающих им воспользоваться.
Достоевский опять сформулировал то, что никак им не по душе: всякий художник,
который захочет выразить идею, никогда
ее не достигнет и не выразит, а
добьется противоположного результата, но всякий художник, который
исходит из чисто художественных интересов или задач, достигнет этой идеи, даже
и не желая того. И опять вспоминается прозрение дивное
Есенина:
Всю душу я отдам
и
Октябрю и Маю
но
только лиры милой
не
отдам
Приду
домой из больницы, попробую найти откуда эти стихи у
меня в голове, хочется обогатить цитату вперед или назад, на несколько хотя бы
строчек, но не помню...
27
Там, где я
описывал, что Танище с Юрищем пришли, я забыл
описать, как я их провожал и провожая
читал им
эту повесть до 2О главы ,хотя они и торопились
на день рождения к Люде. Я все боялся, что мою повесть будут прерывать блеянья
коз (а мы расположились на пустыре), но иногда машины проезжали за оградой, набрасывали тень на мой голос и на
мое повествование, кое-где и я читал торопливо и непонятно.
А в одном месте Танище захохотала:
-Смотрите! Смотрите! Свинью гулять повели! Как часто бывает, смешным было чуть-чуть другое, что не свинью гулять повели, а что свинья идет более важной
походкой и наглой походкой, особенно ее задние ноги, чем сам хозяин (он был
вовсе даже не хилый, а солидной комплекции, но свинья его забивала своим
видом), хотя с правой стороны, то есть с
нашей стороны задние ноги были в грязи, как в галифе,
но она шла так важно и не торопясь, с наглой развалочкой
и самолюбованием, что, прямо, не терпелось поискать палку и шлепнуть ее по
заду.
А второе, что было смешно, то это случайное
совпадение их маршрута с местной культурной достопримечательностью:
они шли кратчайшей дорогой по территории больницы к памятнику (не помню пока
кому, Юрище я так и сказал, что это... или самый
любимый врач Сталина или Советской власти, а фамилия его была, где-то видел я
ее, то ли на пиджаке, то ли на тумбе, на
которой пиджак стоял, как парус из стихов Лермонтова,
только «белеет» надо на «темнеет» или «золотеет» заменить - рассмотрим оба
варианта:
1 темнеет
парус одинокий
в тумане моря голубом...
2 там золотеет парус одинокий в
тумане моря голубом...
и подлинник:
3 белеет
парус одинокий
в тумане моря голубом...
Лермонтов, конечно, ни в чем не виноват, а вот скульптор лихо
изогнул как-то линию пиджака - то ли спину выгнул, то ли грудь распрямил без
меры, дескать, вот-то он как стоит на...
страже интересов Советской власти).
И получился парус, гордо плывущий с чуть с чуть кучерявой бородой,
а глаза уже и не глаза, кажется, а щиты богатырские на парусе вокруг бороды
витают... - страшное место!... все ходят
и глаза
отводят, а свинья идет, хоть бы
хны, только любуется сама, как она ногами переступает и, правда, не хуже многих
дам (если она это хочет сказать своей развязанной походкой, а то, что
она голая, это, в конце концов, действительно, ее личное дело (если она
хочет и это сказать своей наглой
походкой...), но забыть ее трудно.
28
«Кто ищет, тот всегда найдет» - эта фраза безукоризненно подходит не тогда,
когда ищешь ключи от квартиры или кошелек из
кармана. А когда сравниваешь
собаку и хозяина - как они всегда
похожи друг на дружку. Так же и революционеры искали в классике революционных произведений и ... находили.
Но
классики ни в чем не виноваты. И «эти» тоже по дурости не виноваты. А мы-то
тоже не виноваты. Счастливы бывали редко, когда вовремя из бочки меда ложку дегтя замечали, да и
выбрасывали. А то, что Лев Толстой стал Зеркалом Русской Революции, я даже рад,
Это ему за заносчивость и обстоятельную скучноватость.
А то, что
Горький стал Великим Пролетарским Писателем, то и ему туда дорога. У Толстого
заразился в молодости. А остальных, хоть, не запачкали они, дескать «обличали
и призывали» и «надеялись» на них
- ну это все та же ложка дегтя,
что вовремя или не вовремя выбрасывали.
29
Сегодня спокойненько наблюдал и видел, что
новый флакон открывали и впрыскивали туда меньше половины растворителя, так что все или не все
мои подозрения просто на
нервной почве.
30
А
может, что без меня полный флакон впрыскивали растворителя, а потом делили на
троих?
31
Радио
принесли, стало оно мне мешать писать. Но сообщили, что-то такое по радио, что мне
захотелось записать с комментариями что ли - ... ... тут же и забыл (оно же все время дальше,
дальше вещает). Ну ладно, если я это забыл... - а вот и вспомнил: очень хорошо
Ельцин придумал Совет при себе из
партий сделать. Там у него будет возможность
подрессировать этого петушка Зюганова. Это с точки
зрения тактики. Но и с точки зрения истины, это хорошо. Все партии, как бы
символизируя все точки зрения, представлены будут. И еще меня поразил кавказец,
Ибрагим Ибрагимович - возмущался, что сняли 7
генералов без суда (ему бы как кавказцу радоваться бы до потери сознания).
32
Ходил по
городу и ездил на автобусе одну
остановку, там телефон у стадиона висит
и даже два телефона. Два раза туда добирался и
только во второй раз дозвонился. Я хотел сказать - чтоб не приходили.
Мне сказали, что «их нету». Слышно
было очень плохо, как будто не с телефоном разговаривал, а с мясорубкой м она
все слова крошит, крошит и буквочки идут одна за
другой, но через одну, и все время 2-3
из одного слова в другое попадают, все время приходится кроссворды решать и обидно, что голос знакомый не узнаю, еле-еле поняли друг друга: они
уехали - раз, и просил борща горячего и котлету горячую - два.
Хотел
главу закончить, да пожалуй и закончу, упомяну только
газеты здесь местные очень прокоммунистические, хоть бы одну заметочку с иной точкой зрения! Но чем хуже - тем лучше,
сами себе надоедят и осточертеют.
Кое-что есть еще, но перенесу в следующую главу.
33
Подходя к
больнице, я понял что-то, что не помню, но что-то очень хотел записать. Сейчас
остановлюсь и пойду... Я понял, что такое виртуозные места в музыкальных
концертах какого-нибудь
инструменталиста. Раньше, что я знал?: сложны?...
сложны, трудны? ... трудны, быстрые?
быстрые.
Зачем? ..... ..... ........ .............. ( - вот тут ответ был
неверно сформулирован Консерваторией). Показать свое мастерство. (Раньше я
догадывался, что это особого рода повествование в особом состоянии души, но
теперь понял какое состояние - когда быстро, потому что взволновано
ведется повествование, но параллельно
возникают и множатся отступления, когда чудо случайно какого-то решения придает чуть видимую
структуру [тогда поток сознания как бы
еще на ходу и себя познает и помогает увидеть конструктивно, т. е. с какими-то
повторениями или закономерностями иными] вот
это и есть виртуозные места в музыке и понял я это, потому, что
вспоминаю, и вспоминал одну из глав этой повести и думал, а зачем так сложно? а
может в будущем
по проще бы? а может на
полениться и переписать попроще? нет, а оказывается - нет и нет: такие места
надо специально придумывать, как овраги и ручьи, и горки
- архитектору, если их нету, а писателю тоже если их нету, а тут сами из под
пальца скачут, ну так теперь, и черт с ними,
пусть скачут, уж теперь я хоть понимаю, что это и за то спасибо
судьбе).*
——————————-
*для того читателя, что не может читать
такие длинные рассуждения, (я и сам почти такой чаще всего) то вкратце
последняя мысль на последней
странице была о том, что архитектору
надо придумывать ручьи и горки, если ландшафт
скучен от природы в той местности, где он трудится над своим
произведением (дом, ансамбль, город, улица) - аналогично и писателю надо что—то
подобное создавать и
внутри своего произведения и композитору и в этом секрет трудных и виртуозных
мест.
34
Будто
и не
моя вовсе жизнь там проходит,
когда окна створки, двигаясь, покажут - то движение моих рук, то голову, наклоненную
над чашкой, то от цветка пальцы отщипывают в букетике зеленые листья.
35
Это вчера
я нашел чистотел, уединился около нового корпуса, еще пустынного, не
отделанного, но со стеклами уже - постелил лопухи на ступени цементные, сел в
своем черном трико, снял носки и между
пальцев ног красным соком чистотела - даже обжигало! Ну, на ночь для прохлады,
даже и по листочку приложил. Уже и ничего и не зудит,
и не беспокоит.
Из топотов, и парящих лепестков или перышков
голубиных голосов... сотворилось видение и - под полотенце оранжевое мне
впорхнуло (которым я голову накрываю, что бы зуб бы не
разболелся) и вот, и сотворились: Танище
и Юрище! Сыр
принесли. Журнала два принесли. И цветные репродукции со стихами. Это
развлечение для зав отделением, пусть у себя в
кабинете полистает. И поразглядывает. Будет у нее
странное занятие. А я думал о ней еще так сегодня: она жизнь
проводит садовником странным, изучающим и наблюдающим какие-то цветы в грудных
клетках, которые там дышат по-своему - а люди с глазами и ртами думают, что это
они сами дышат и им все надо советовать, как
с теми дышащими
цветами обращаться, а они забывчивы и туповаты.
36
-Ну,
- скажу, -
а как Вы
к музыке относитесь? В гости заходите, кассету
послушаем, где я концерт для ф-но
играю...
Но сказал
так:
-Там
еще музыка упоминается,
концерт для ф-но... но есть кассета, придете в гости, можно будет
послушать. Так что читайте, развлекайтесь, там и проза и стихи есть...
37
Проветрился
с Танищей до дома. Она мне яйца сварила. Я сидел в
саду, садом любовался, подпер смородину, чтобы не мешала ходить, увидал
сигареты и мундштуки во «французском
домике» (это так я один сарай обштукатуренный назвал приехав из Франции и покрасив деревяшки потемнее, а
косяк двери, торец - даже просто черной
краской), вышел из него с
омерзением, даже шезлонг лень было вытаскивать от туда - вот такое было
омерзение. На обратном пути иду как облако над
землей, парю... а бедные курильщики, по себе помню, тащут
в каждом сантиметре тела - гири металлические, 3О пудов вместе наберется. Это
Маяковский не случайно написал «я не мужчина, а облако в штанах». Какая
легкость парения над землей! Когда не
куришь, ну и поэтично глядишь на вещи... неужели это моя
прощальная песня чистой груди и чистому дыханию и скоро закурю? Грустно.
Я поборюсь все-таки немного за того «мальчика поющего в пустой комнате». Вот
как надо назвать эту повесть.
38
Решил
на предыдущей главе повесть закончить. И вчера ничего не написал. Целый день
дождь шел. Я валялся. Радио слушал (скучища - это западное, а
наше послушал, еще хуже, скучища с блевотинкой;
почему? вот почему: западное «Свобода» уже одним меня раздражает, что кричало
7О лет: Занавес железный! железный занавес! Нарушение прав
человека! Но вот теперь сын (мой
приятель) приглашает мать в США повидаться ... - США не пускает и нарушения прав нету, занавеса
нету, а что есть - мошенничество и фальшь; слово «фальшь» неудачно написал, оно
вот сейчас пригодится, наше радио слушал и все такие голоса и вежливые, и
нежные - приторные кошмар; если западные радиостанции кое-где обманут и слушать
кое-как можно, наши, может, кое-где правду и говорят, но слушать не могу.
Не берусь клясться и божиться кто сколько врет, могу
только впечатление высказать.
Но не только радио слушал и спал, еще написал несколько стихотворений
от скуки, вот они:
СМОТРЮ ВО ДВОР
БОЛЬНИЦЫ
ВО ВРЕМЯ ДОЖДЯ
Паворотти поет и поет
дождь
шелестит
мальчишка
на велосипеде
не
обращая вниманья
на
дождь что идет
кому-то
в окошко свистит .
*
несколько
десятков
серых
людей
бегали:
налево направо
и
вбок и кругом...
вдруг
в момент исчезли
как
будто их сдунуло ветром!
и
действительно это ветер
и
капли и лужи асфальта
.
*
некоторые
люди наверно
мысленно
пишут стихи
(и
даже не знают об этом)
это те кто ходит
на концерты
выставки:
они испытают
вспышку чувства...
о
чем-то подумают...
о
чем-то помечтают
или
пожалеют...
и на
что-то понадеются .
КАК СТРАННО
Под
деревом
сухо
приятно
на
палку руки поставить
и
следить
за
шуршанием капель
(а рубашка у человека
такого
же цвета как небо)
Под
деревом
не
капает почти что
приятно
составить
компанию
с
незнакомым совсем человеком
и
слушать шуршание капель
(а пиджак почему-то
у человека
как
кора у дерева этого...)
Под
деревом видно
как
капает сильно вокруг
завтра
и я посижу там
и там
погуляю
(а цвет волос у меня
...как
ни странно...
как
лавка
на
которой те люди сидели)
.
39
Пытаюсь к речке
пройти, хотя уже давно пора возвращаться, какая-то «согнувшаяся» старушка
кричит мне:
-Чего это Вы пишите?
Я спрашиваю тоже:
-А чего Вам?
Спешит ко
мне, на ходу приговаривая:
-Я вижу у Вас тетрадь в руке... Чего вы пишете?
-Я пишу свои мысли.
-А я думаю по газу чего-нибудь..., - говорит она
и отстает, итак я был похож на инженера для нее, думала новые проекты
составляю.
Вот я
дошел. Но ошибся, увидев речку, повернул под аккомпанемент: «Му!» - которое кружилось над
величавым оврагом, как птица.
Так... опять эта старушка.
-Это Вы меня спрашивали, что я пишу?
-Ага.
Находясь в
шаге от меня, она потребовала правды:
-Ну, правда, а?
-Правда, - говорю, - мысли пишу.
...
Вот это то
место, где мы с ней встретились, но ей лужа вот эта большая мешала до меня
добраться...
Ну, вот и
больница...
...Ах,
какая дверь у маленького домика слева, на той улице! - не выдержал,
приблизился, нарисовал... на последних штрихах поднимаю голову: двери нету!? - вместо двери женщина домашняя стоит в фартуке. Я,
объясняя, дополняю последние штрихи:
-Вы шутите или правду говорите?
-Я всегда правду говорю, - отвечаю я, и ухожу.
***
И уже на
лестнице: мальчик бурчал в космос (тетка его не
слушала, что за руку его выводила), он был так мал, что мог бы сквозь перила
пройти по лестнице, а она возвышалась, как гора над ним, но он бормотал что-то
сам себе под нос, но слова какие-то хоть и тихие, но грандиозные по смыслу, он
что-то такое утверждал сам себе, но мысль его прямо уносилась в космос куда-то:
-Машина это только машина и все, а человечек,
это все-таки человечек! ...
40
То ли мне сон снится, что я
не курю и так я боюсь и хожу тихо и
движений резких не делаю, чтоб не задеть чего-то такое, чтоб не очнуться, не
встрепенуться и не закурить... боюсь
чтобы и меня не окликнули резко и не
разбудили - нет, в этом мире мне нравится, где я не курю: и листья тише шуршат
от капель (нежнее), и солнце светит не просто нахально (а с лаской) и т.д. Я так уже принежился в этом мире.
Или
наоборот это и есть бодрствование, а эти прикладывания к струйке ядовитой
никотина — это летаргический сон с кошмарами, тогда можно и прыгать, и молотком
в кастрюлю стучать, и приговаривать: «Не сплю, не в кошмаре пока!»
Как бы то ни было, наслаждаюсь своим положением:
все равно есть эта коробка с цилиндриками или нету, и
сколько дали, и сколько осталось, и взял ли свою зажигалку...
Если
выхожу теперь в сад (то не к коробочке) или собираюсь только (то не к цилиндрику), а сад
- это сад теперь один на один со
мною.
Задумался,
сижу, дыхание слушаю свое, а чего его слушать? Нет, оно не передаваемо, его
можно слушать с упоением, как ручей, как печку, как костер, море, птиц,
кузнечиков - подлинная музыка жизни без искажений, чистая как любящая жена, на
ее ложе только она и ты и наше дыхание - разве можно представить вторжение
в эту волшебную область чужих
прикосновений?
Что же стоило мое 3О-тнее
пребывание в плену в этом царстве, где что-то, может быть, и проглядывало в мои
глаза и уши из окружающего мира, но обязательно через этот «Демпинговый
контроль» - наоборот, через струйку ядовитую воздуха, которая или входит в тебя
и ты
думаешь, как хорошо, глядя на небо и перекинув ногу за ногу, или выходит
из тебя и ты думаешь, как хорошо... А со стороны только теперь, с
горькой усмешкой сочувствия, глядишь на планету с этими мудрыми или кокетливыми
движениями рук и голов в ожидании или уже в облаке этой едкой мерзости, которую
и регулировать-то невозможно, ее или всегда мало, или тошнит от
того, что перехватил. Ах, перед каждым абзацем я сижу и дышу и
прислушиваюсь и не шороха к этой нежной
песне моего дыхания ни шороха слушать бы да слушать, ей же миллионы лет,
а «той» хрюковине лет 2ОО, ну 3ОО - это же Петр чуть
ли не кораблями стал табак возить из Европы... Пойду-ка,
повесть оставив, прогуляюсь по дому, на ходу ощущая
легкость любого движения, как музыку, а дыхание, как песню, и все
это я..., с низу до верху, тысячи
я... и от лева... до права...- это я ...
там все во мне сидит... их много... и радуются вместе со мной, и
прислушиваются к новой и чистой эпохе.
3О июня ~ 1 июля 1996 г. Елец
1996
г. Елец