э
с с е
Когда
решение по закону
п р о т и в о р е ч и т
и истине и
совести
Речь пойдет о решении судьи в телевизионной передаче,
стабильно обаятельного и справедливого, подкупающего своей прозрачностью
мотивировок Павла Астахова.
Суть дела, насколько у меня сложилось впечатление (я включил телевизор, может быть, с середины процесса), заключалась в том, что:
некто,
которого назовем господином Ивановым, завещал собственность (и, кажется, это
был то ли дом, то ли финансовые средства) некой даме, которую любил. Но дама
эта умирает, не вступив в наследство.
По логике дальше все должно бы остаться детям этой
некой дамы, но оспаривают их права дети завещателя.
Павел Астахов принимает
решение в пользу не соблюдения воли завещателя, а в пользу оспаривающих
завещание.
Закон на стороне Павла
Астахова, принявшего такое решение, но чувство осквернения памяти умершего
завещателя остается. И это не случайно. Если совесть спит, может и не спокойно,
а тревожно, у судьи Астахова, и он говорит сам себе «да, мое сердце не согласно
с решением ума, и клятвы верности закону, но закон превыше всего», то мы с
читателем попробуем успокоить свои сердца и умы, разыскивая истину.
Что стоит на стороне
закона? Когда закон утверждает, что лицо, не вступившее в наследство, теряет
право самому оставлять это имущество в наследство своим родственникам, то
подразумевается отсутствие желания и воли
принимать наследство от завещателя. И действительно, каждый волен, добровольно
решать, принимать ли что-либо от кого-либо. И тогда действительно, чтобы
имущество завещателя не пропало (в случае отказа от него наследника по
завещанию), и охраняется законом. Закон как бы говорит, ну если вы отказались,
то пусть все достанется другим ближайшим родственникам. Что и справедливо.
Похожая история и в
нашем случае, но внешне похожа, а внутри иная, почему закон и не отвечает в ней
своей природе охранять истинную справедливость. В чем разница ситуаций и в чем
общность?
Да, завещатель завещал,
а наследница не вступила в наследство, но по «уважительным причинам» - эта
некая женщина, которой завещатель г. Иванов что-то хотел передать, и, видимо, в
знак каких-то важных чувств – умерла. Стоило подчеркнуть важность чувств, т.к.
мы сталкиваемся с редким случаем, когда предпочли завещать нечто не внутри
семьи, а вне ее. Итак, наследница не вступила в наследство, не отказавшись от
него, а по причине смерти. Таким образом: завещатель умер, лицо, которому
завещали, тоже умерло. Что делать с имуществом? Если бы она отказалась, то был
бы уместен закон, предающей имущество, дабы оно не пропало ближайшим
родственникам. Но поскольку женщина не отказалась от завещания, а просто не
смогла проявить своей воли, то эту волю могут проявить ее дети, ведь завещатель
прекрасно осознавал, что женщина, любя своих детей в праве распоряжаться,
одаривая их. И он на это шел сознательно, предпочитая, чтобы это некое
имущество именно этой семье пошло в пользование. И дети умершей женщины
действительно сделали попытку вступить в наследство того, что не успела
оформить формально их мать. Таким образом, закон не уместно применять в данном
случае, т.к. он невольно попирает, что кощунственно (как и разрушать могилу
умершего), кощунственно разрушать его волю, отказывая в наследстве тем, кому
оно предназначалось.
Значит, в законе должно
быть дополнение:
Право наследования передается ближайшим
родственникам наследователя в случае его смерти, если он не вступил в
наследство по причинам не зависящим от него.
Но точку в нашем эссе
ставить рано, надо конечно обратить внимание в законе судей на тщательное
рассмотрение уважительности причин передачи наследства не членам семьи самого завещателя. Чтобы исключить: старческое слабоумие, минутную обиду,
затмение ума от любовных обольстителей, подавленность воли завещателя другим
лицом и т.д. То есть важно доказать и убедительно, что были глубокие
взаимные чувства, сыгравшие значительную роль в судьбах этих людей.
Увы, дела такого рода разбирать нельзя, опираясь просто на
закон, это не производство гвоздей или галош, это человеческие жизни, и требует
глубокого проникновения и подготовленности судей. Вероятно, в будущем такие
судьи должны изучать психологию, а на судебных заседаниях присутствовать
специалисты, знающие психологию, психиатрию и невропатологию.
25 н 2004
Что посеешь
то и пожнешь
или
революционные фильмы
нашего телевидения все-таки
плодят преступников
Вот в середине декабря последние известия телевидения, как
всегда сообщили неприятности, но мало того, они были симптоматичные.
Погиб
молодой грузин, он подъехал к дому, но машина его застряла в снежной яме или
луже (не знаю подробностей), он позвонил из карманного телефона к отцу, чтобы
тот спустился помочь. Мимо проходили какие-то парни, он и их попросил помочь,
пообещав деньги. Но не сошлись в цене, он предлагал 100, они хотели 200. Избили
и нанесли несколько ударов ножом. Отец спустился и увидел убитого сына. Далее
комментатор говорит, что милиция отрицает убийство на национальной почве, и
настаивает на бытовой почве – не
поделили деньги.
Вполне возможно, что все-таки природная
горячность и гордость грузина и спровоцировали нападение, так что смело отвергать
национальную почву бессмысленно. Но этого мало, наверняка проходившие
позавидовали владельцу машины, и вспыхнула благородная
гневливая нота пролетариев, воспитанная советской эпохой, и до сих пор ее
воспитывают преступными фильмами о революции под предлогом, что они великие
произведения искусства и «советская классика».
Это, во-первых, не искусство, и сейчас
объясню почему, а во-вторых, и не классика соответственно, раз не искусство,
т.е. тем более не классика, раз не искусство. Искусство по своей природе
призывает любить все живое и не живое, а революционные фильмы вызывают якобы благородный гнев на буржуев,
богатеев, и интеллигенцию (ученых, инженеров, людей искусства, врачей и т.д.)
потому что они не труженики, а, якобы, нахлебники. И, якобы, настоящие труженики только с лопатой, а без
лопаты и серпа уже нечто подозрительное и может быть враждебное – это
неотъемлемая философия всего советского искусства, и, стало быть, они сбивают
людей на преступления где-то отдаленно, ненавязчиво,
постоянно нашептывая гневливость к своим же соотечественникам, т.е. подспудно
призывая к гражданской войне.
Впрочем, и не советские, а еще и
западные фильмы, заполонившие по воле коммерческих кругов наше телевидение боевиками
с беспрерывными убийствами тоже воспитывают преступников. Почему я говорю, что по воле коммерческих
кругов, потому что они желают, в круглосуточных пошленьких боевиках, разместить
рекламу своих товаров, с одной стороны, поскольку они хоть и пустые, но
увлекательные, ибо для человека
инстинктивно увлекательно все, что связано с опасностью (иначе бы человек и не
выжил бы), а с другой стороны, эти фильмы оболванивают, и это тоже выгодно
недобросовестным коммерческим кругам, т.к. оболваненная публика все купит не
надо создавать изысканную продукцию (что создавать труднее), и вот, все это
тоже размывают нравственность зрителя, воспитанного подспудно пролетарием, но
размывает с другой стороны, не с коммунистической стороны, а с буржуазной.
При этом забывается, что у оболванинного человека и нет нравственных тормозов, вместо
них у него бумажный мусор в душе, в сердце и в голове. Размытые со всех сторон
инстинкты гуманности исчезают, порождая преступность. Преступное
псевдоискусство, с революционной романтикой своим глубинным содержанием
порождает преступность.
22 декабря 2004
Можно ли написать
плохое
стихотворение?
р а с с к а з
Можно ли написать
плохое стихотворение или рассказ обычному человеку? Мне кажется это невозможно.
Я всегда утверждал, что для того чтобы плохо что-нибудь сделать кому-нибудь в
области искусства – надо где-то долго и упорно учиться или делать это для
денег. Все это я утверждал, но попробую-ка на
собственном личном опыте – вот что мне пришло сегодня в голову… и попробуем
сразу, не откладывая. Попробую написать плохой верлибр.
Мне могут возразить, что я талантлив. Но может ли талантливый
человек специально написать плохо? (Ведь ухудшая талантливо, если автор
талантлив, он может добиться больших достижений в отрицательном плане?)
Верлибр это
стихотворение без рифмы
без пижамы…
без Рима… безвинно…
без вина и
водки… без сигарет и щекотки…
без девушки
одевающей колготки…
пора
закончить верлибр
что бы не
удлинять его
без меры…
без соли… и изюма
А теперь
проанализируем, прежде чем приняться за следующее. Вроде бы, я написал чепуху.
Но так ли это, может быть это просто шутка или авангард? Хотя, я старался
писать глупо и бездумно, действительно, изюм с колготками соединить с пижамой и
Римом бесконечно бессмысленно, но все-таки, трудно доказать что здесь нет шутки
и улыбки или авангарда… Можно упрекнуть и в том, что это не верлибр, а
стихотворение полу рифмованное и полу верлибр, как кентавр. Но это нарушение
раздвигает границы и освежает впечатление. На скучном фоне сплошных верлибров в
книгах валяющихся по моему дому - тысячи верлибров, и вдруг один - гибрид.
Читатель скажет: наплевать.
Я его
понимаю, но как нас радует греческий кентавр, так же отчасти и радует этот
верлибр с рифмованными эпизодами.
Может быть, все портит анализ? Попробую написать несколько
просто плохих и глупых произведений.
молоток…
пила… пила… пила… молоко…
ролик
рекламы подарим папе и маме…
сон
прибежал и розу принес в целлофане…
легко написать плохо
-
но трудно это доказать
………
я пошел по не правильному пути, дело
в том, что всякая околесица всегда становится неуязвимой из-за того, что всегда
можно спрятаться, обронив, что, дескать, а может это авангардно. Так удалим авангардность напрочь, и в ясном тексте, все, что будет
плохо, не найдет оправдания, и станет вопиюще заметно.
Итак.
Напишем сначала обычное и хорошее вроде стихотворение, а потом
начнем его ухудшать планомерно.
текст манит
и притягивает к себе…как страна которую ты не знаешь и хочешь узнать… что
впереди? что дальше? что потом? что там? что?
поэтому
переставляешь слова… соединяешь их межу собой… перечитываешь с любопытством,
как читатель первый… единственный и только от тебя зависит каждый поворот
впереди будто ты в вагоне без окон
то одно… то другое окно … помещаешь в вагоне…
и: уютней и любопытней… и даже лавку ты можешь то мягкой сделать… то ниже то
выше в зависимости от персонажей в окне… в зависимости от состоянья души
управляя окном и душей и вагоном ты как маленький человечий ребенок или
маленький господь бог…
Не удачный
опыт получился. Во-первых, слишком хорошо написано и трудно испортить,
во-вторых, жалко прикасаться к нему, не то чтобы ухудшить, даже улучшить. В
третьих, и главное, он слишком громоздкий.
Попробую
взять начало текста, фрагмент и испортить его, честно и добросовестно. Итак,
вот как выглядит фрагмент, над которым я буду работать, ухудшая его:
текст манит и притягивает к себе… как
страна которую ты не знаешь и хочешь узнать… что впереди? что дальше? что
потом? что там? что?
а теперь внесем ряд банальных
сравнений и посмотрим, и добавим не нужные повторенья, а, может быть, и добавлю
какие-нибудь уточненья приземляющие поэзию:
текст манит и притягивает к себе как
страна родная которой горжусь и люблю … которую ты не знаешь и хочешь узнать…
что впереди? что дальше? что потом? что там? что? Может быть там есть что-то не
знакомое … о чем я нигде ничего не читал
Ну вот, мне
даже удалось добавить патриотизма всуе, что всегда автоматически неприятно. Да
и сравнение испортилось в сторону банальности.
В
стихотворении появилось чуть больше логики, а логика приземляет поэзию. Но
особенно плохо не стало, потому что это все-таки нейтральный патриотизм, а не
тот от которого с души воротит. Так что
испортить не удалось в этом направленье.
В результате,
хочешь - не хочешь, я опять доказал, хотя честно с этим боролся (неужели
читатель мне не верит, и думает, что я придуриваюсь и лукавлю?), что невозможно плохо написать, как ни
постараешься.
Ну ведь,
действительно, за этим патриотизмом не чувствуется внутренней меркантильной
радости, что понравится начальству, что его издадут с большим тиражом и
гонораром.
А текст
поместят в букварь – учитесь мол дети уважать родину и правительство заодно.
Это яркая иллюстрация, что я прав, написать нельзя плохо ни нечаянно, ни
намеренно. Ничего неприятного в тексте не чувствуется. Даже что-то классическое
промелькнуло в ощущении. Только у классика о родине можно прочесть с любовью,
а у любого другого, даже талантливого писателя, всегда тошнит. Но в этом
эпизоде, что я анализировал, я не испытал знакомого чувства отвращения.
И все же
текст стал хуже. Но по другим причинам не от желания испортить намеренно, он
испортился по другой посторонней причине, от того лишь, что я его
редактировал. Невольно вспоминается
признание Пушкина «я никогда не мог у себя ничего исправить». Что он этим хотел
сказать, не знаю, но это перекликается с моей мыслью, что редактируя
обязательно подпортишь. И если читатель с этим не согласен, то он согласится
же, что нельзя редактировать своего ребенка. Нельзя у пластического хирурга нос
ему покрасивее прилепить и более модный. Так же кощунственно улучшать любой
родивший текст, иначе, прочитав его, мы
потратим время впустую. Мы никогда не узнаем, в каком состоянье души находился
автор, а это и есть содержание произведения искусства.
Просто к
первоначальному и как оказалось безукоризненному заявленью
«Я всегда
утверждал, что для того чтобы плохо что-нибудь сделать кому-нибудь в области
искусства – надо где-то долго и упорно учиться или делать это для денег.»
надо добавить: «или начать его
редактировать», а потом уже ставить в предложении точку.
март 2005
публицистика
Послание
к
господам
ворам
и
взяточникам.
о
моратории т.е. запрете на взятки и воровство в течении одного месяца в году, (в
день Прощения) для укрепления и оздоровления отечества.
С прискорбием
узнав из последних известий телевидения в марте 2005 года о коррумпированности
воровского мира, о продажности высокого звания «вор в законе», испытывая муки
души и сердца, и не выдержав этой муки, обращаюсь к вам со словом о сохранении
своих традиций, и о способах этого сохранения.
Отдельное
слово о господах взяточниках в воровском мире, вы являетесь ворами ворующими
собственность воровского мира, но воруете самое драгоценное: уважение к
воровским традициям. Без самоуважения нельзя поднять ремесло до высоты
искусства, и оно придет к упадку.
В то же время
взяточники это тоже своеобразное воровское движение и тоже достойно уважения,
как природное явление в общественном устройстве. Поскольку мы должны думать о
будущем детей и внуков и о будущем Отечества, мы должны заботиться о гармонии
всех составных частей такого организма как государство. Честность в государстве
можно сравнить с сердцем, а воровство и взятничество
с умом человека. В государстве, как в человеке должно быть здоровым и сердце, и
ум, при всех противоречиях они необходимы для цельности человека, он погибает,
если погибает сердце или если погибает ум.
Надо равно охранять в государстве и воровство
со взяточничеством (родной сестрой воровства), как и охранять честность и неподкупность,
еще раз повторяя, охранять их надо в государстве, потому что воровство это ум государства, а честность его сердце.
Многие
содрогнутся от этих слов, но многие содрогнутся, если им показать (открыв грудную
клетку) сердце, (а открыв черепную коробку) ум человека. Так же наверно
содрогнутся многие, узнав о том, что преступность своеобразно в мире
свойственна и гениям, и творцам, они переступают через предрассудки и открывают
истины. (Многих юных преступников может быть надо выискивать, и направлять их
дар в науках и искусстве.) Вот почему преступность прекрасна как искусство, она
лежит в самой природе изобретательства, и там особенно благотворна, и
естественно неискоренима, если не страдают людские жизни. Великое искусство не
может быть соединено с убийством. Как говорил Пушкин устами героя своего, когда
он задавался вопросом «неужели гений и злодейство вещи несовместные»?
Так же мы
содрогаемся, когда ученые нам
рассказывают, что для здоровья стада нужен волк. Но ученые доказали, что чем
здоровее волк, тем здоровее стадо.
И надо
заботиться о стаде, и надо заботиться о волке при их противоречии.
Пришло время
заботиться и о том, и о другом: и воровство, и честность у нас в отечестве
приходят в упадок, а это возможно только при процветании государства или при
его упадке.
Оглядев наши
улицы, приходишь к мысли, что упадок нам больше грозит.
Не потому что
много магазинов для богатых, а потому, что нет
магазинов вовсе для не богатых.
Как помочь и
тем и другим? Во-первых, словом утешения, никогда еще честный человек, а я себя
отношу к честным, не говорили так уважительно о ворах и с искренней заботой и
сочувствием об их великих традициях. (Кратко о необходимости воровства в
государстве говорил Омар Хайям и Конфуций из тех книг, что встретились мне. Но,
я, читая их, качал головой, сомневаясь. Но вот теперь, они вспоминаются мне с
благодарностью.) Я думаю, что со мной согласны многие из разумных честных
людей. Если все честные люди милосердно будут относиться к ворам (а это и было
ранее принято на Руси, подавая арестантам милостыни), то воровство не будет
принимать извращенных форм, когда погибают бездумно безвинные люди. Правильный
путь лишь путь благородства и любви. И тогда воры смогут себя уважать, и
честный мир сможет уважать традиции воровского мира.
Итак, в
утешение ворам и взяточникам говорю, не стыдитесь своего положения, гордитесь
им, но и оберегайте его. Не укоряйте себя за воровство и взятничество,
радуйтесь изобретательности своего искусства. Пусть из уст в уста рассказывают
об искусстве великих воров и о благородных поступках великих воров, всякий
наверно согласится, что Робин Гуд в тысячу раз прекрасней, чем Наполеон,
Сталин, Гитлер и т.д. Но что бы о великих ворах рассказывали, как о Робин Гуде,
надо совершать великие поступки, если вы не можете их совершить, то мечтайте
искренне о них, и они сбудутся. Может быть, через внуков и правнуков сбывается,
о чем искренне вздыхают и мечтают люди.
Надо
воспитывать в своих рядах молодежь в сторону честности по отношению к воровским
традициям не из страха, а из любви, только через любовь к традициям совершают
благородные деяния, о которых говорят потомки. И надо заботиться об уважении к
честности вообще, а не только воровской. Так же как кровь омывает равно и сердце,
и ум человека, так и честность равно нужна и в воровском преступном мире, и в
честном не воровском мире нашего отечества. Вот поэтому должно быть взаимное
уважение ворам к честным людям, а честным людям к ворам, да и Христос напоминал
нам, что нет безгрешных, когда хотели закидать камнями на его глазах кого-то.
Но не запрещая он действовал, а наоборот предлагая: «пусть первый бросит тот у
кого нет греха». Если бы Христос сказал бы что убьет любого кинувшего, он не
произвел бы никакого впечатления. Нельзя к доброму делу призывать насилием.
Только любя людей, он благородно остановил то убийство камнями. И дал урок
навсегда в будущее.
Поэтому надо
заботиться о внуках и детях, они не должны страдать, что живут в обществе где
нет честности, которая равно охраняет и честный мир, и воровской преступный
мир.
Преступность
прекрасна, но ужасны убийства несчастных и невинных. В этом нет ничего
благородного, это позорный путь душегубов, список которых я начал с Наполеона.
Нельзя оправдывать убийства выгодой, это как раз путь к потери честности
преступника и вора. Так же и честному человеку нельзя воровать, пытаясь
спрятаться за выгодой, как это делают «честные» бизнесмены, это тоже потеря
честности. Когда честный бизнесмен производит умышленно товар быстро приходящий
в негодность, это уже воровство. Но надо твердо быть честным, идя по честной
дороге - и быть честным идя по дороге воровской. Действительно, честность
похожа на кровь, которая необходима в человеке и для работы ума, и для жизни
сердца, и для легких, хотя это совершенно разные миры как разнятся мир
воровской и мир честных людей.
И конечно,
думая о детях и внуках, надо им оставлять отечество не в упадке, а в расцвете,
или хотя бы идущему по пути расцвета. Надо доводить до сознания и сердец воров,
что воровать следует не от того, что это выгодно, а от того, что это великое
искусство. Это и в интересах воровского мира, и в интересах мира честных людей.
Не хапуги, должны наполнять ряды воровского мира или мира честных людей, а
великие мастера своего дела. Представление что воровство легкий путь обогащения
приманивает к искусству воровать людей не способных овладеть этим искусством,
они только позорят звание воров. Так же и ученый, и музыкант, и врач должны
идти восхищаясь искусством ремесла, а не выгодой, чтобы тоже не опозориться,
иначе, например, не будет врачей и не у кого будет лечиться. Воровскому
движению не нужны массовые ряды, но нужны ряды избранных.
Да и волки не
могут быть счастливы, если их будет больше чем стадо, которым они питаются.
Разумный волк должен заботиться о стаде больше чем о самом себе. Воры и
взяточники должны содействовать развитию в детях своей страны любовь к любому
искусству, но не выгоду и меркантильность. Иначе у врача нельзя будет лечиться,
если он кошелек любит больше своего искусства, нельзя будет слушать музыканта,
нельзя есть хлеб булочника – все будет пресным и несъедобным без любви к
искусству своего ремесла. Опять возникает образ того, что честность нужна во
всех сферах человеческой жизни как чистая кровь, как чистый воздух. Жертвуя
средства на развитие образованного честного юношества, мир укрепляет себя и это
надо делать не из-за выгоды, а из любви, т.е. искренне поверив, что так будет
лучше для всех. А поскольку господа воры и взяточники лучше всех знают, как
исчезают пожертвования, они найдут пути, чтобы их пожертвования не пропали, а
содействовали пользе отчества.
Стало быть,
воровские сообщества должны содействовать искренне и с любовью развитию и
укреплению отечества всеми разумными силами, а если честный мир и воровской мир
осознают общность свою в этом, они быстро добьются успехов.
Поэтому я
обращаюсь к ворам и взяточникам (родным братьям воров), объявите мораторий на
один месяц раз в году, например в день прощения, и не воруйте месяц, и не
берите взяток месяц, и отечество наше укрепится. Лиха беда начало: а дальше,
если это станет традицией, то процветание в отечестве неизбежно.
Не
папа римский, не патриарх православный, не пахан авторитетный, а обычный мещанин-обыватель
Юрий Косаговский
Март
стихи
« … вороны
воровато
низко
порхают - играют в теней…»
прогулка к пруду 2004-10-24
**-*:::1:::*-**
сумерки пролетают
над деревьями
что поредели листвой…
- им нравятся эти просветы
**-*:::2:::*-**
желтый дождь проливаясь
застыл на березе
**-*:::3:::*-**
огромное облако
(где-то над прудом)
тает .. хочет превратится
в невидимого персонажа
(что бы по ветру
носиться за сумерками
неуловимыми)
**-*:::4:::*-**
вороны воровато
низко порхают
… играют в теней
**-*:::5:::*-**
фонари зажглись незаметно
как незаметно
одуванчики вырастают
**-*:::6:::*-**
беззвучными трелями
воздух выдыхаю
не надоест эта мелодия мне
лет через 20?
**-*:::7:::*-**
избегаю тропинок
по асфальту иду
чтобы не испачкать подошвы
… лает собака чтобы не
записывал
пустяковые мысли
**-*:::8:::*-**
на воде только ветер гуляет
только плавают желтые
отраженья
спрятавшихся в листве
фонарей
а вот и утки приплыли
следом за собственным криком
**-*:::9:::*-**
одинокий старик
шаркая чуточку
держит шарманку
… из коробочки
с ним говорит человечество…
- неужели это единственная
ниточка
на которой его жизнь
прозябает?
**-*:::10:::*-**
мерцающая желтая тропинка
посередине пруда
- путь к растущей луне
(через два дня
будет к ней шире дорожка)
**-*:::11:::*-**
луна удалилась…
в том месте где
обычно сидят рыбаки –
никого…
сумерки так уж темны
что кажется что невозможно
писать…
и все-таки
неразборчивый подчерк мой
виделся мне так хорошо
что остановится почти
невозможно!
но … остановились слова
**-*:::12:::*-**
под фонарем вспоминаю
что в лужу хотел наступить
чтобы сполоснуть подошвы
- и правой черпнул…
и не холодно уже - а смешно
**-*:::13:::*-**
голубой свет по окнам в
домах
- для лестниц бежит
желтый – по окнам людей…
может быть по лестницам
все-таки и приведения ходят?
**-*:::14:::*-**
для тех кто в сумерках
сидит за рулем
человек без машины
как Дон Кихот без лошаденки
… для тех кто идет
сам он похож на Дон Кихота
попавшего в мышеловку
(ему кажется
он сам дверку захлопывает
- а захлопывают ее
фабриканты)
…сам себе под нос говорил:
ах какие темные воды…
Прогулка к реке 2004-11-8
1
*……*
Осень похожа
конечно
ни на что иное как на весну
только у нее планы другие сидят в голове
думает не о лете она – о снегах
2
*……*
иду по тропе
не скажешь что сухая она:
кое-где предлагает грязь ногами месить
в этих местах по траве норовлюсь
проходить… а рядом она!
то мелькнет… то отходит
словно девушка
молчаливая в темных одеждах река
3
*……*
в болоте стала тропа исчезать
прячась в воде
(а вода прикидывалась небом конечно
но торчала трава)
тот час нашел подружку ее
другая тропа ловко
мимо болота скользила
4
*……*
тропа вывела меня
к грязной дороге
ну что за прогулка!
как будто художник
ее рисовал – и не получилось
ему смыть захотелось
но не получилось опять
и он бросил ее
в таком состояньи…
это об этом ведь говорят
размытая дескать дорога
5
*……*
красное солнце в дымке разбухло
кажется бесконечно гигантским
дымку окрасило солнце собой
все так сияет
что лучше туда не смотреть
а под ноги
6
*……*
вот и метровый мосток
долго я до него добирался:
пока писал первое стихотворение
автобус дальше меня отвез
чем обычно
7
*……*
на метровом мостке проходя
сам себе под нос говорил:
ах какие темные воды…
8
*……*
как не одиноко идти
когда
восемь стихотворений в кармане!
9
*……*
под метромостом
оранжевое еще что-то мелькает
- значит солнце еще не зашло
10
*……*
нет… все же зашло:
это край неба мелькал
но хорошо: не слепило глаза
(по бетонной дорожке
шириной в ступню под мостом)
11
*……*
знойные высокие травы
вдоль бетонной дороги
сменилась сухой пожелтевшей
застывшей сплошной тишиной
12
*……*
жарко… пальто расстегнул
на плечи накинул
вытер ладонями и глаза
(что увлажнились)
и из носа все выдул
расчихался…
и снова – пальто в рукава…
13
*……*
череда темных камней вдоль реки
по воде … – это утки
часть задумалась
а непоседы чистят
что-то себе на спине
14
*……*
странно: и дальше
в конце гряды из «камней»
столько же уток
посредине реки суетятся
15
*……*
весело трое мужчин утверждали
перейдя мостком железным в ступню
что «проверку прошли»!
-а вы что… уже пригубили? – спросил
-конечно!
-значит «проверку прошли» - я сказал
… но в отдалении на пригорке
их облаяли две матерых собаки
(что с кем-то гуляли)
то ли громкими голосами
то ли дыханием
они выдали все-таки сами себя
четвероногие перечеркнули «проверку»
хамство это отчасти
16
*……*
оранжевый край неба
красным сменился
одновременно сумерки
пошли погулять по дороге
17
*……*
не доходя до кладбища
и меня обругали собаки
наверно что пальто расстегнул…
ну эти сторожа гаражей
сволочные собаки
18
*……*
около кладбища
с высокого берега вижу
посветлела река
и она к небу свой взгляд устремила
и небо спокойно
нет и воспоминаний
об оранжевых пятнах
-
все серо
19
*……*
поседело пламя костра
мгновенно в мудрого старца рядясь
когда на дерево вскарабкалось вверх
12
*……*
в автобусе заготовку придумал
на вопрос
-что имеется на проезд?
отвечать:
-вы мне льстите если думает
что я должен платить за билет
стихи написанные
по дороге на выставку
К Миле Хаировой
Склоненное лицо
и сумрак легкой тени
(склоненного лица
и дали меж людьми)
и только сила слов
(слов в стихотворенье)
позволит по тропе невидимой лететь
куда-то … черт возьми…
там вижу:
легкий стан…
и сумрак чьих-то комнат…
(и стройная фигурка…
я хотел сказать)
обыденность смешалась там
с томительным
и томным
как стол… и книга… и ее кровать
и мир не измеряемый … безмерный …
безграничный
непознанный … который не познать
я вылетел как дым в окошко без причины
оставив стол… и книгу… и постель ее…
что б там
не засыпать .
24 ноября 2004
Стихи
найденные на столе
(Это не просто относительно удачное название, т.к.
действительно, написав где-нибудь чего-нибудь, это долго может лежать в закоулках
карманов разных моих одежд, а потом очутится на столе, а потом и однажды,
прежде чем ух убрать со стола окончательно, я их набираю на клавиатуре…
Такова жизнь)
*
обросшее лицо
приманивает взгляд
рассматриваю любопытно
словно судно:
уж больше полусотни лет
проплыл этот
"фрегат"
обросший водорослями
и ему так трудно:
что путешествие вокруг Земли
(и Лаперуза... Крузенштерна
или Кука)!
он по России плыл...
он видел корабли
что не доплыли вовсе...
поглотили их безверие и
скука
*
«серая прогулка в
крапинку...»
когда с Милоравой
пошли погулять
накрапывал дождь
*
возле серой деревни
кладбище голубеет…
так обозначается
дорога в небеса
*
над темным лесом
проносится оранжевый корабль
словно люлька…
в ней спящий небось
марсианин…
а может просто луна...
это...
он выбрал верное время
над нашей Землей
проноситься:
ночь - что б ничего не
видеть
к тому же - в сновиденьях...
…сумерки лишь на душе
от того что мало стихов…
1
молоко сплошное на небе
на крышах сметана
на земле – ряженка
… настоящий зимний пейзаж
в конце марта
и стеклянные бороды
мешают слава богу
рекламу прочесть… разглядеть
2
под огромным навесом
три машины зимуют
и сотни по тротуарам
- почему же проявленной заботой
не пользуются?
видимо услуги грабительские
вроде басни Крылова
как медведь булыжником
смахивал муху со лба крестьянина
так и мерия
с туповатой услугой
3
социализм торжественно
объявили закрытым
открыли торжественно
свободу капитализму
но с таким революционным нутром
что бы частный сектор
ни вздохнул ни охнул
4
огромной белой голодной тарелкой
пруд лежит нагоняя тоску
три вороны под деревьями важно гуляли
5
летающие вороны
с ветки на ветку
-
это
мысли
которыми обмениваются деревья…
собаки бродящие у подножий
-
это
дети
которых выгуливают родители…
но сколько ни всматривайся
они стоят неподвижно
6
ветер шумит в засохнувших
сережках
это песня неторопливого леса
7
засветло ушел на прогулку
засветло возвращаюсь
сумерки лишь на душе
от того что мало стихов
8
заинтересовала меня
музыка странная
я приблизился ближе
к окошку фабрики-кухни
это вентилятор старый
со старой решеткой бренчали
март 2005
«…на черное небо
облака набежали
и стало гораздо светлее…»
МАРТ
1
дошел уже до старого бывшего
ресторана
под лампой на пустынной стене
записываю что накопилось по дороге:
чистые асфальтовые дорожки…
от огромных куч снега на них
стекают лужицы от того что таяло
днем…
огромные лужи вдруг
которым некуда деться…
и небо черно…
чтобы я делал не будь фонарей
ни строчки бы не записал
2
уже пять минут как не слышно:
ударов похожих на молот…
похожих на фрагмент
электрички стучащей по рельсам…
похожих на фрагмент салютов …
что это было осталось загадкой
там где я лишь вслушивался
было темно записать
3
хорошо что дорога у типографии старой
вся в фонарях и пустынна
на нее бы смотреть и смотреть
4
снежный пруд в такой темноте
что невольно вглядываешься
не растаял ли снег?
зато небо над прудом
чисто… не мрачно… и звездно…
5
только пруд обойдя
увидел что полнолунье сегодня
хотя правый край тает не четко
6
предпоследнее стихотворенье
мне драгоценно тем что
писал я только при свете луны
7
круг завершая ………
я понял:
раньше не видел луны из-за леса
спорить приходится ей
с ветками леса
и с фонарями
8
на черное небо облака набежали
и стало гораздо светлее
интересно:
словно снежные кучи на небе
9
весело льется вода у стены
значит и ночью снег тает на крыше
10
давно уже иду я и всматриваюсь
как вдали на розово-пепельных облаках
голубеет гораздо светлее пятно
(хотя луна почти за спиною)
и я давно догадался
и ждал подтвержденья:
там далеко подсвечивает
снизу прожектор скульптуру
с полетом ракеты…
но все так смутно
так переменчиво
- что непонятно как я догадался?
26 марта 2005
Р и х т е р
и школа пианизма.
Второй раз
смотрю фильм про Рихтера с интересом и любопытством. При жизни его я не ходил
на его концерты - и денег не было, и не хотелось сталкиваться с трудностями связанными
с доставанием билетов. А билетами спекулировали и просто пойти и купить было
нельзя.
Один раз я
все же проник на его концерт и, поскольку это было сопряжено с прятаньем в
туалете, лежанием в пустом в темном зале меж рядами, чтобы не попасться на
глаза билетерам, я больше таких попыток не предпринимал.
В целом мне
все в его игре понравилось, показалось достоверным и достойным явлением,
особенно на фоне всеобщего упадка пианизма подавленного системой воспитания
музыкантов, начинающейся и заканчивающейся под управлением Консерватории. Не
впрямую, но все ее преподаватели или воспитывались или ориентировались на
Консерваторию.
В чем же
беда, подумает читатель, недоумевая, там же учат музыке, там помогают стать
музыкантом и в школе, и в училище, и в консерватории, что же плохого в этой
помощи? Очевидно, что ничего плохого. Но не все что очевидно справедливо, это
так же, как очевидно из окна движение солнца. Но на самом деле не движение
солнца нам видно в окне, а движение Земли. Так и в музыке, не консерватория
делает музыканта, а только самообразование.
Консерватория
помогает действительно, но помощь опасная вещь. Часто говорят, выучите все, что
мы даем, чтобы не открывать велосипед. Вот уже помощь отнимает путь
самостоятельных опытов и открытий.
Помощь часто приводит в неразвитости и отмиранию всех органов
необходимых для творческого развития. Это своеобразные «костыли», злоупотребляя
которыми, «ноги» атрофируются и не развиваются. Пользование лифтом, как давно
заметила медицинская статистика, приводит к сердечным заболеванием, т.к. сердце
не упражняется в нагрузках не трудится, получая передвижение в пространстве без
усилий даром. Так и консерватория дает, дает, дает и тем самым отнимает и
отнимает.
Не даром Оннегер говорил, что «в консерваториях всего мира
профессора только тем и занимаются, что отучают молодых людей от музыки».
И Рихтер
кажется самоученым
и самонаученным. При этом я конечно знаю, что он ночевал под
роялем у Нейгауза, а тот преподавал в Консерватории. Но можно пройти
Консерваторию и не иметь к ней отношения. Я вспоминаю свои дни безоблачные в
Полиграфическом институте, я был предоставлен самому себе и сам себя направлял
благодаря установкам завкафедрой, который велел
оставить меня в покое. Рахманинов
просто сформировался на своих детских импровизациях до образования. Так и
Артур Оннегер говорил про Дебюсси, «он стал
композитором не благодаря Консерватории, а вопреки…»
И тем ни
менее Рихтер педант и жертва педантизма, когда он выступал против
интерпретации. Но об этом чуть позже.
Еще цитата из
Рихтера по этому фильму, «Гайдна я больше люблю, чем Моцарта…»
И
действительно Гайдн прозрачнее по мысли, бесхитростней, а Моцарт за виртуозностью
и техничностью, как за вуалью прелестная дама.
«Музыку
Моцарта не могу запомнить, она у меня вызывает дефект мозга – ничего не
остается…» Удивительно для меня интуитивное проникновение в систему Моцарта у
Рихтера.
И все же меня
огорчает в Рихтере сделанность, т.е. техничность
безукоризненная и завершенность.
Но в Рихтере
есть и другой недостаток, на мой взгляд, он и сам о себе говорит «я человек
холодный», «я смотрю на все черточки в нотах и следую им, иначе начинается
интерпретация, а я этого не люблю» – это наивность и ограниченность с
нахальством. Отрицать важнейшее, что есть в искусстве пианизма интерпретацию,
она важнейшее, что и есть в игре на ф-но, так как отстраненость умертвляет музыку, а интерпретация это реанимирование ее, фраза мертва без интонации.
Музыкальная фраза или строка из стихотворения
пишутся автором не отстранено, а эмоционально и тем самым с каким-то ударом,
акцентом и паузой, но не всегда автор комментирует строку, как в пьесах
драматург («говорит в сторону» или «говорит сама себе» или «говорит
задумчиво»), но и это только общие установки, но нет установок к каждому
повороту мысли. И тогда фраза умирает
без интерпретации или с неверной интерпретацией. Собственно отсутствие
интерпретации это не правильная интерпретация.
Этот педантизм Рихтера не лучшая сторона его
творчества, на самом деле он, слава богу, играл напористо и страстно, явно
дополняя ремарки автора.
Подобно художнику Звереву, он к сожалению
слишком традиционен, но первого спасал пофигизм (как теперь говорят про наплевательство) к профессиональной школе на почве алкоголизма, и
поэтому он производит впечатление самого раскрепощенного художника 60-х годов,
и блистал свободой живостью и раскрепощенностью, не
имея никаких живописных идей, кроме как пренебрежение,
вплоть до рисования окурком вместо кисти, а второго спасало видимо какое-то
внутреннее горение… не нашедшее идейных мотиваций. Поэтому он горит, но
выступает против интерпретаций.
К сожалению, мельком только показывали его
картины, что писал Рихтер. Мне они показались очень любопытными. Может быть
даже Рихтер интереснее как художник, чем музыкант. Но пианизм в мире и в России более затхлый, чем состояние живописи. Поэтому Рихтер более блещет
именно в музыке. Само занятие живописью развивает личность, так как приходится
решать непомерно сложнее задачи, если пианист, глядя на значки, выдерживает
скорость и громкость в заданном режиме и в традициях школы, то художник каждый
раз совершает чудо, благодаря своим ухищрениям, и преодолевает плоскость, создавая пространство. Школа одинаково
портит и живописца и пианиста, но более сложное занятие живописца развивает его
и душевно и интеллектуально, и получается, чисто арифметически, школа живописца
относительно меньше пагубна. Вот эти ухищрения и виноваты в большей продвинутости к свободе и живости живописи относительно
пианизма (скрипичного дела и даже композиторского искусства, а так же
скульптуры и архитектуры и т.д.).
Получается так, что живопись на планете так
банальна, что леность и авантюризм алкоголика кажется божественной высотой, но
музыкальное и прочие искусства находятся на порядок в более жалком состоянии.
И еще цитата
из фильма: «я не сумасшедший, хотя сумасшедшим быть хорошо, но я не
сумасшедший…» И Рихтер не сумасшедший конечно, но я бы не сказал, что он
абсолютно здоров. Мне, например, показалось странным, что в его программе в
тот вечер, что я слушал, одна вещица, может быть, Брамса, звучала гениально, а
остальные, как бы принесенными только потому, что нужно выступать не с одной
вещицей, а с программой. Конечно, есть
такие школы психиатрии, которые всех людей считают больными, и мой диагноз не
удивителен. Наверно, какие-то комплексы пожирали и грызли и подтачивали его, и
он может быть самоизлечивался в музыке, но, во всяком
случае, музыка это был экран, где можно было наблюдать его внутреннюю борьбу,
так как столь эмоциональное и абстрагированное занятие, как музыка, могло безпрепятственно повествовать об этой борьбе, не мешая ни в
какой мере прорываться этому самым откровенным образом.
«Я себе не
нравлюсь» читает он с улыбкой фразу из дневника с улыбкой шокирующей
интервьюера, которого мы не видим в кадре. А что в это хорошего? Дети любят
себя? Любят. Ну, вот и ответ Рихтеру, а кроме того, следует вспомнить поговорку
корейскую «все чувства на свете взаимны», если он сам себе не нравится, то не
удивительно и мне от него не приходить в восхищение. А Пушкин нахваливал и
восхищался собой «Ай, да Пушкин, ай, да сукин сын!»
Но наверно он кокетничал. На самом деле он знал
себе цену, и мы выделяем Рихтера среди прочих. И говорим, что это был
выдающийся пианист.
великий
Глен Гульд
- необычный пианист
(эссе
написанное после просмотра фильма о нем)
Какие имена
мы вспоминаем, когда думаем о пианистах, доставивших нам необычайное удовольствие,
когда-то… или приятно удивлявших … ?
Гофман … Бузони … Рихтер … Юдина …
Гульд …
Какое же
удовольствие или удивление мы испытали? Боюсь, что больше было удивления что
они или из прошлого времени, начала века Гофман … Бузони
… или оттого, что иностранцы …
Гофман
пользовался среди них одно время у меня самым большим авторитетом, «ну уж если
ему посвящен 3-й концерт для ф-но Рахманинова, думал
я – то это гений»… но потом, читая книгу Сергея Васильевича (если не ошибаюсь в
отчестве?), узнал что он в нем сам позднее разочаровался… ах это ужасное слово…
Вот так же я
десятилетиями был влюблен и в Глен Гульда (почему-то
десятилетиями 6-я партита Баха была именно в его исполнении), и я слушал ее
десятилетиями, с утра до ночи, и занимался при этом своими делами. Толк в этом
был, я потом любил импровизировать или в стиле джаза или в стиле Баха, точнее
было бы сказать в жанре средневековой полифонии.
Мне нравилось
что-то стройное и грациозное, что выстраивал в звуках Гульд.
Иные пианисты и пианистки изображали какие-то месиво из Баха, и мало
вразумительное. Но разве этого мало
получить от пианиста праздник ясности мысли возвышенной Баха, нарядной и
праздничной паутины тянущейся чуть ли ни во все тончайшие и благороднейшие
закоулки твоей души? Конечно, и за это скажем спасибо…
И все-таки
некоторые места поражавшие грациозностью журчащей волшебной машинки, постепенно
особенно на Моцарте это стало мне заметно, показались механистичными. Что за
странная эстетическая капризная вольность? Невольно думалось мне. Потом клавир
хорошо темперированный просто как вирусом или грибком показался пронизанным
вдоль и поперек этим же.
Это было
разочарование. Жалко и грустно. Невольно вспоминаешь стихи по этому поводу, «я
пережил свои желанья, я разлюбил свои мечты». Постепенно я пришел к мысли, что
ничего не знаю лучшего в пианистическом искусстве, чем игра Рахманинова и
Прокофьева, когда они играют свои сочинения сами. А вот когда Сергей Васильевич
играет Шопена какого-нибудь или еще кого, он становится, мне кажется в ряды тех
самых Гофманов, которые его вначале очаровывали, а
потом разочаровали.
И вот
недавно, наконец, один раз в жизни, увидел фильм - Гульд
играет 6-ю партиту. Ностальгия превратила это мгновение в наслаждение. Много
узнал и нового о нем, увидев его.
Он дирижирует
левой рукой, если она свободна? Да
пусть! Многие возмущались, ну да слегка раздражает, но не столько размахивание
рукой, сколько показывание при этом вот как надо понимать глубоко Баха.
Раздражало кого-то и то, что он босиком играл иногда на эстраде? Да не обычно и
смешновато, но мысль его понятна, может быть, если представить такое ее
направление: музыка у Баха пронизана иногда евангелистскими размышлениями, и
главный герой евангелия – сам мог ходить босой, ну почему бы не проникнуться
эпохой и ситуацией? Можно себя спросить, или: ну зачем нам-то быть лучше
одетым, чем этот главный герой? И т.д. и претензий не будет к босому
исполнителю 6-й или другой партиты или инвенций и прелюдий Баха.
Мне, конечно,
мешало его лицо, чего уж никак не ожидал, лицо помогает понять лучше мысль
исполнителя обычно, но никак не ожидал и у Гульда в лице найти, кроме мыслей
исполнителя и мысли, вот, мол, как надо понимать, что вы, мол, там ползаете
муравьишки никчемные. Я расстроился, расставаясь с образом, так волновавшим
меня десятилетиями, не хотелось с ним расставаться, но с каждой минутой фильма
это грустное чувство становилось все определеннее. Может поэтому, а может и еще
почему, у меня осталось впечатление, что я сталкиваюсь в его лице с мыслителем
конечно, и интерпретатором конечно - что важно, но … не всегда идущим верной
дорогой.
«…затруднялся
выбирая
- куда
наступить:
ягоды красной
рябины
рассыпаны по траве…»
прогулка
к реке 23 октября 2005
1*-=-=-=-=*
…
на речку! на речку!
- решил
– а то скоро…
все что осталось от лета
белым одеялом
накроет…
2*-=-=-=-=*
…
поскольку
влажный асфальт
по тропам
решил не идти
хоть и короче
но все ж
получить удовольствие -
идти от
метромоста
(по бетонной
дорожке)…
3*-=-=-=-=*
…
притихли на
лавке в автобусе
дочка и мама:
поскольку
думают об одном -
боятся что
будет все
в два раза
громче
слышно в
природе…
4*-=-=-=-=*
…
женщины
общаясь с мужчиной
больше
ласкают
и все-таки
действуют и понуканьем
- отсюда и в
обществе человеческом
понукания не
избежать
а жалко…
в больших
масштабах
еще очевиднее
что понукание
не продуктивно
- больше бы
надо любви
5*-=-=-=-=*
…
«все девушки
ангелы
все жены –
ведьмы»
кажется Чехов
сказал…
отсюда - и в обществе
чертовщина…
6*-=-=-=-=*
…
счастливы
семьи где
царствует…
правит любовь
- в обществе
так же…
7*-=-=-=-=*
…
леском
сокращаю дорогу
(как ни
странно - сухие травы
относительно!)
затруднялся -
выбирая куда наступить:
ягоды красной
рябины рассыпаны
по траве…
8*-=-=-=-=*
…
первое
впечатленье – печален вид у реки
как при
переезде с квартиры:
лето уехало…
зима же еще не пришла…
… но это -
осень …
по-своему эта
чахлость мила:
яркая зелень
утомила за лето…
пожелтевшие травы…
редеющий лес…
тусклая
пасмурность…
- не на
долго… на столько что
вызывает
улыбку…
(смягчил я)
«просто даже
смешно»
у меня
написалось в душе
9*-=-=-=-=*
…
камыши
поникшие и пожелтевшие
лежат –
ночные холода их скосили?
и потоки
воды когда были дожди?
- как попало
вповалку лежат…
10*-=-=-=-=*
…
вдоль всего
берега будто прошли
коричнево-красной
косой:
мало того что
травы
коричнево-красными
стали
но - лежат на
боку
11*-=-=-=-=*
…
такая бодрость
в ногах появилась!
- а я не хотел
… ленился
сегодня идти
на прогулку…
12*-=-=-=-=*
…
зеленеют лишь
большею частью
травы
отдаленно бамбук что напоминают
а
действительно…
родственники
может быть? …
13*-=-=-=-=*
…
так я когда-то удивился
что из всех
животных
слона только
мышь и напоминает
которую
только одну он и опасается
и что же? …
ученые подтвердили
что это
порода одна
4*-=-=-=-=*
…
нравится мне
мой
коричневый
плащ что Танища
из Лондона
привезла…
нет ни резины
… ни синтетики
воском
пропитан…
говорят что
старинный
покрой и
рецепт -
так герои
Диккенса одевались
и так до сих
пор одеваются
и даже принц
говорят…
что особо
приятно
15*-=-=-=-=*
…
вот что
унынье наводит еще
- как река
обмелела:
по два метра
не хватает с краев
и мостик
железный
(со ступню
шириной)
лежит на воде
ведь обычно
- теперь на
полметра вознесся
самодовольно…
16*-=-=-=-=*
…
на другом
берегу
быстрым шагом
вернуться решил
любопытно мне
стало:
как далеко
новую дорожку
ровненького
асфальта
там сделали?
…
(да и … ветер
попутный…)
17*-=-=-=-=*
…
зря
сомневался: хоть старую
разломали –
новую так и не проложили
(эти
18*-=-=-=-=*
…
молодые
березки
как послушные
школьницы
раньше (старой
березы)
осыпали
листья:
- мы мол
готовы к зиме! …
19*-=-=-=-=*
…
вот еще
примета осени
вместо
пикников (с шашлыками) веселых
дама одна
сидит на берегу
переживает
наверно
неудачные
свои начинанья
в образованье
семьи
20*-=-=-=-=*
…
хорошо если
год … 2… 3…
протянулась
неудавшаяся любовь
а не 10 лет…
вот отсюда и
говорят:
«что ни
делается все к лучшему»
так что нет
предмета
для огорченья
21*-=-=-=-=*
…
а печаль –
лишь урок
не
бросаться без нужды в объятья…
….
.
…
….
….
.
.