Горы
олимп, вершина «трон Зевса»
.*.
в
этом лесу все там лежит
где
положили боги -
отвесны слишком склоны
чтоб
ступал там человек
Геркулесу разумеется как
полубогу разрешили дорогу
проложить
вернее разрешенье получить
потом ее построили потом…
а
асфальтировали 3000 лет
спустя…
.*.
На родине Эллады и
Гомера
Приглядывался к
грекам
В курортном
городе –
прибрежье Катерини:
Средь немцев и
корейцев
Потомки хитроумного
Гефеста
орудовали бойко в ресторанах
Но истинным потомком
древности
потомком Геркулеса –
был разносчик
булочек на пляже
он ступал не только
грациозно или мощно
в жесте каждом кровоточило
добро сквозь сдерживаемый
гнев
(еще бы полубога запрячь на
заработок
низкий!)
но разумеется лишь с кровью
Геркулеса в жилах -
во взгляде
умоляющих… просящих…
интонаций не было в
помине в
трехтысячном
колене…
.*.
Весело словоохотливо
Познакомился я по приезду
с продавщицей
Что гречанкой из Тбилиси оказалась
Муж ее взяв только за бензин лишь
Даром нас отвез к отвесным скалам
Пропасти красивейшей в горах Олимпа .
Линия прибоя
Упрямо и лениво
(И только раз в неделю гневливо)
Посейдон волной спокойной строгой
Теребит прибой песчаный -
Здесь с Геей они границу никак не
проведут …
Гордость витает во всем
над Элладой
Гордо мальки от
берега плывут -
когда я по колено в
море иду купаться…
Гордо и хищно чайки
толпою летят
низким полетом
касаясь волны
там где надо…
Гордо Олимп взирал
на мой двухчасовой бой
с палитрой и
кистью
удивлялся иногда
моим замыслам смелым
но под конец придя в
себя
устами лесной горной
нимфы
стали шептать о подробностях
камней и деревьев на дне ущелья
- я чуть было не
погубил пейзаж свой
(глубина ущелья
пропала!)
но уходя уже я
спохватился
- усилил контрасты
на ближних кустах и камнях
и сгладил контрасты
на дальних склонах…
впрочем на дне
ущелья уже поленился…
Унесут мои ошибки
следы
горделивых
богов
что мешали мне
искусством моим состязаться с их
обителью
древней
но вечно живой…
.*.
после жаркой и ожесточенной схватки
трех мух по очереди
вынес
и сбросил с балкона
щелбаном последним
отправляя на землю
так чтобы еще и
крыло отрывалось
в последний момент
зажатое между
большим
и указательным
пальцем
(тогда не оживет эта
муха
и не прилетит как ни
в чем ни бывало) …
в начале сражения я
схватил свою книжку
экзотического
длинного формата
но ее мне все-таки
стало и жалко
да и первый раз я
промахнулся в азарте…
затем нарушив все
международные конвенции и
соглашения - взял
широченное полотенце
(чуть влажное)
и с первых же
заходов находил
каждый раз эту тварь
лежащую
то на спине… то на
боку
с удивленными и
невинными глазками
и лапками слегка
перебиравшими
далее относил на
балкон
– как
победоносно
я описывал в самом
начале
гордо озираю
владенья с блокнотом
(с помытыми чисто
руками -
что обязательное
условия для поэта)
четвертую тапком
пристукнул
с двух раз –
используя его как мухобойку
точно почила
она четырьмя
строчками выше …
точку поставлю в
стихе
словно копье моя
рука вонзит ее
в завершенье
стиха .
.*.
.параллельно морю
идущий рядами отелей
городок Паралией и
называется
это сплошные
комнаты… номера…
и апартаменты…
три этажа или
четыре…
ну пять в крайнем
случае -
нижняя часть
торгует…
или столики
ресторанов
так публика
постоянно
в трех состояниях
пребывает:
лежит с важным
видом на пляже
покупает
чего-нибудь с важным видом
в магазинах
за
столиками ест с важным видом
чего-нибудь в
ресторанах
… параллельно моему описанью
она все параллельно
и осуществляла .
.*.
иногда в строках
моих
Алексей Алехин
проглянется
это не сердит меня –
невольно мой приятель
в этом путешествии
перекидывается
словом с улыбкою со мною
именно в стихах сопровождает
он умело
впрочем - докудова
ему охота
покидает вдруг без
предупрежденья
оттого что слов я не отбираю
не точу их… не
обтачиваю
да и не работаю со
словом
мне не жаль с ним
расставаться
- он редактор – я же
не люблю
вмешательство в
стихию
в том числе в стихию
слова
да и славой не хочу
делиться
я один пускай
прославлю
Грецию любимую
богами
следом за всего лишь
и Гомером .
.*.
услыхали похвальбу
мою
опять же на Олимпе
и завистливо с
расчетом дальним
Голод с Толстотой ко мне послали чтобы –
бросил я блокнот и
ручку…
я же ел хлеб с сыром
и орешками
а другой рукой
записывал все это .
.*.
…этого им показалось
мало
они Танищу ко мне
прислали
«Ну-ка жуй как
следует!» она сказала
и стихи повылетали
из башки
взмахом крыльев море
заглушая .
.*.
Кажется что
подбираюсь я к Гомеру
По выразительности
и красочности
слова
Несмотря на все
досадные помехи
или даже и благодаря
им:
Так всегда ведь в
жизни и бывает
Тот кто роет яму –
сам туда ныряет
Боги трудности
создав мне
и препоны
- Героические струны и позадевали
Что в душе настроены
с упрямством
близко
И с тщеславием
– жадностью
геройства!
.*.
тетка слева за
храмом
подметала дорожку
чуть зазевался – а
она перед церковью
прямо на мою сумку метет
что облокотил об
тротуар я
я подошел и руку к
небу подняв
стал показывать что:
не на сумку
вдоль сумки ей
следовало
делать движенья!
что-то мяукнула она
на новогреческом
явно затуманивая паскудное
от благонамеренного
по куриному
неразборчиво … мелко
… невнятно…
и глупо…
.*.
Так здесь Орфей
влюбился в Эвридику!?
А я с щенками играл напротив
церкви
Не мог никак
дождаться
и увидеть
туристический автобус .
.*.
Панаетису Цацанидису (гиду,
историку и поэту)
трон Зевса я нарисовал
как оказалось …
по гидовским словам
… -
неплохо для
короткого набега!
.*.
Разомлевший и томный
Сыр лежит на тарелке
(веранда в трех
метрах от моря
солнце за завтраком
как официант -
благосклонно)
Тонкие ломтики
сыра
на машине
порезаны
и не бывают тоньшее
(веранда в трех
метрах от моря
солнце за завтраком
как официант –
благосклонно)
Тончайшие ломтики
сыра
как юные девушки
томно ощущают все
тело
повторяя форму
блюдечка
послушно и грациозно
(веранда в трех
метрах от моря
солнце за завтраком
как официант - благосклонно
но не навязчиво …
завтрак входит в
оплату отеля)
Разомлевшие и
томные…
на веранде…
у моря…
ласковое
(прохладой) утреннее
солнце…
.*.
Миссионерскую группу
корейцев не видно
неужели как-то в 7
утра
пропев свои псалмы
на гряде из камней
волнорезом
положенных в море
они удалились
интригуя
с достоинством
черезмерным?
Среди них были две
кореянки
привлекательных
милых
с одной даже
заговорил я
увидев палочки для
еды
и об этом
воскликнул в восторге
она даже хотела меня
угостить
лапшой по-корейски –
это коробка
с лапшой да
специями
что кипятком
заливают - но жена моя скромно
отставила это
событье…
А жаль: церковники
бы не пострадали
Да и проповеди
нет лучше в мире
Чем от сердца и к
сердцу
И еще с тарелкою
вкусного супа!
Да и паломникам-миссионерам
меньше скарба
пришлось нести при
отъезде…
.*.
внутри глубоко
поджаренной сардельки
под греческим
солнцем на пляже
не атомы с
молекулами носятся
а обрывки слов вопросительных
и обрывки утверждающих
горделиво ответов:
тратата - хорошо загорели?
тратата - на морском побережье
тратата - Катерини-Паралие
тратата — это в Греции
есть такое местечко
внутри глубоко
поджаренной сардельки
под греческим солнцем
на пляже
не атомы с
молекулами носятся
а вербально
словесные огрызки…
музыка волн
Заказали
обед в ресторане
под
нашим балконом
Таня
в кресле ждала… я разделся и тут же
шагнув
по песку - искупался в зелени моря
…
погревшись на солнце
только
второй раз искупался -
Таня
замахала руками - над подносом
с
принесенной едой…
мы
поднялись в наш номер (официант
поднос
следом нес - как медали на подушке
при
похоронах) и на балконе расселись:
мули
жаренные и шашлык с картофелем
жаренным
фри и рассыпчатым рисом…
салат
помидорный (и с луком!)
политый
лимоном – запивалось вином
(с
камамберным налетом в букете)
под
названьем «Петсина»…
Это
что! я позвал (сбегав через дорогу
–
не оказалось служанки на месте)
и
она на кнопку фотоаппарата нажала…
Это что! весь обед под
балконом раздавались
напевы – из-за них я
обед и описывать начал
потрясающей силы
напевы -
в неназойливой силе
а в мягкости
нет средь напевов им
равных
эта музыка и к вину и к
салатам
и к жаренным мулям и к свинине
зажаренной тоже аккомпанементом
была несравненным
… впрочем…
эти напевы нас там баловали
беспрерывно: утром… днем…
в вечер… ночью волны ласково
пели и пели…
но особенно к жаренным мулям
напевы тех волн подходили …
и
особенно подходили
к ночным сновиденьям
(впрочем которых не помню)
Если можно представить:
как из воздуха струится вино
подходящее
к жаренным мулям (устрицам малым)
то представить можно
напевы тех волн за обедом…
Если можно представить:
как в темени ночи из воздуха
стелют кровать
где тот час засыпаешь – в этом
музыка волн когда смыкаются
веки…
.*.
Я перед этим восемь камней нашел
каждый с ноготь размером
один не похож на другой
и все полупрозрачны как люди
как души людские: привлекательность…
прелесть… намек на прозрачность…
непостижимое таинство в блеклом тумане…
За завтраком их на столе
позабыл в ресторане -
через десять минут возвратился…
официантка их
на стойке у бара держала
как портмоне или важные документы - паспорт
и визы
путешественника-иностранца…
руку поцеловал ей банально
как в камне полупрозрачном
как в блеклом тумане…
интересно
- какой из камней будет напоминать ее
образ?
.*.
Мимо Миши с Одессы
Проедем на автобусе с кондиционером
Вспоминается его
вкрадчиво произнесенные речи
о меню - что он знал как поэму!
И фрагменты читал
– один лучше другого
В первый вечер остановились на главе
посвященной жаренным креветкам
В саркофаг алюминиевый их
законопатили
И горячими вкусными на балконе
в
гостинице хрустели… удивлялись…
И как водится: поэма побледнела
с реальным событием рядом
И как водится лет через пять
или
десять
Вкус креветок побледнеет… исчезнет…
Но останется голос… глаза…
интонации…
Неизвестного грека по имени Миша из Одессы…
как он сам рассказал…
………………………………………………………….
*Миша,
как позднее вспомнили, был из Батуми, но уж пусть будет, как написалось…
.*.
Как будто марсиан покинули
Развернувшись крылом самолета
над Салониками – с неба… сверху…
это чудный фантастический мир!
.*.
Два пластмассовых подносика
одноразовых
Когда еду раздавали – спрятал в
авоське
Сувенир будет от Аэрофлота
И палитры для темперной краски .
.*.
«Если не приземлимся –
вступай в Международный
художественный фонд
И мастерскую оформляй на себя»
– так я сыну сказал
по
дороге к метро уезжая
«Восемь картин погибнет
–
думаю
возвращаясь
–
если не приземлимся…
и 26 стихотворений…»
Два
стихотворения
Улетая
и прилетая
…профессора
во всех консерваториях только тем и занимаются,
что
отучают молодых людей от музыки …
(Артур Оннегер)
забросило самолет
и я вспомнил как писал о
музыкантах:
дескать переходят они
с высокого искусства на музицирование
как телега по колдобинам
и засмеялся…
а потом уже подумал:
человек - это единственное животное
которому можно вбить в голову
что угодно…
ни одна обезьяна не закончит
никогда консерваторию
– просто с ужасом сбежит
и инстинктивной осторожностью
и мудростью выходит
и природным нравственным здоровьем…
Мы привыкли облака наблюдать
Как раки и крабы - плывущие рыбы:
Т.е. в профиль или серебристые их животы
… Подлетая к Москве над облаками
Я шторку откинув вижу в круглом окне:
Сотни… тысячи гадов из ваты
Фантастических разных гигантов
и мелких чудовищ…
пропущенное
стихотворение (19)
С
Танищей пошли и забросили
В море монеты
Я кидал в движенье дискобола
Странно – от легкой монеты
Рука заболела… и мне показалось
Что гуляющие по пояс в воде
Разыщут монеты…
Впрочем песком занесет…
Успокоившись тут же подумал…
И точку поставил в волненьях своих
К этой мысли уже не возвращался…
Отступление в прозе
Вечером
пошли вино купить, поскольку вскоре, как приедем, у нас будет день рождения (у
Тани).
Она
ходит, выбирает, я прогуливаюсь по магазину. Вижу, молодой продавец
мучается – ценник подправляет, чтобы линии овальными были в цифрах, а его корявая
нетерпеливая рука то туда, то суда заезжает. Я дал ему помучиться, а потом
протягиваю руку, из руки получаю фломастер и несколькими медленными, но
овальными штрихами скрадываю его ошибки. Он благодарит т.к. мученья и угрызения
совести позади. Я подумал, что мой урок ему пригодится, и наблюдал с
любопытством, не проявится ли хоть что-нибудь у него от меня перенятое. Впрочем.,
дабы не быть навязчивым, отошел.
Но
вот мы рассчитываемся с его отцом (вероятно), и не хватает греческих денег. Я,
шутя, напомнил, что помогал ценник нарисовать. Сын тотчас поддержал мою шутку.
И отец-хозяин заулыбался, обещал по-гречески снизить цены. Слова не очень
были нужны, важнее было то, что он улыбался и, приговаривая непонятное, воздух
спрессовывал мягко руками, что означало скидки.
Но
и сын разошелся, преподнес небольшую бутылку вина, как подарок.
Наконец,
мы расстались, я сказал, переводила, конечно, все Таня, дескать, (и это
действительно гид нам сообщил) открывается в Салониках музей Георгия Костаки с
неофициальной живописью 20-60-х годов из России, и там будут и мои картины,
т.к. я живописец, и далее советовал ценник ему не выбрасывать, и даже поставил
автограф на нем, и со временем его выгодно перепродать… - уходя, я руками
махал, удаляясь по маленькой улочке, и он руками махал из магазина сквозь
окна.
Приземляясь, когда самолет пошел на
сниженье, я вспомнил и рассмеялся, танищина голова у меня лежала на животе и
коленях – я думал, хоть смеялся я молча, проснется она от тряски живота, но
она не проснулась.
*
Смешного было много. Жара 35 градусов,
город ходит в шортах и в плавках и в купальных костюмах – но через каждые 3-4
метра висят перед магазинами шубы. Сотни магазинов – это с кондиционерной
прохладою залы и в них бесконечными рядами сотни шуб. Но это не только смешно,
это сумасшествие какое-то. И все люди какие-то тиховатые в этих магазинах.
И действительно кто-то заходит и
примеривает эти шубы. И, в конце концов, это давит на тебя, хочешь - не хочешь,
а рано или поздно начнешь и ты примеривать.
Невольно и они стали предметом наших
разговоров с Танищей. Я наверно стал что-нибудь говорить о шубизме, как
явлении, и что-нибудь говорил о шубистах, а Таня их прозвала шубертами.
А однажды за завтраком, нет, за ужином,
но в том же ресторане, где мы завтракаем, но не за теми столиками, что у моря,
а за теми, что на улочке, на веранде, так вот,
там взяли мороженное (почему-то непостижимых размеров и сладости
особенно на самом дне от варенья – которое мы вдвоем не могли доесть, зато
прикончили, тоже, на мой взгляд, довольно паскудный, потому что шоколадный,
кисель), и вот, вдруг появились за соседними столиками немцы, со знакомыми
физиономиями за завтраком, но
вдруг спокойная важность их лиц была нарушена и растревожена, кто-то торопливо
вошел с целлофановой сумкой и заставил кого-то примерить коричневую кожаную
куртку под одобрительные возгласы, последовавшие за какой-то изумленно
вопросительной интонацией (даже выкриком изумленным скорее), … - и затем
торопливо куртка была спрятана в сумку.
Я понял, что они сделали удачную покупку
в комиссионном магазине, который имеет более современное название «секонд
хенд», и который я тоже очень люблю, и мы тоже с Танищей там кое-что купили, и
мне кажется, что я этому магазину еще более удачное название придумал – не
«секонд ханд», а «хепи энд».
Мне захотелось именно такую же куртку,
как купили немцы, и мы пошли, и как ни странно нашли ее подобие (только не было
одной пуговицы на плече, и вид у нее был не такой новехонький, как у немцев,
но очень приличный). И Танище купила две карикатуры, два шаржа на шубы: это
были два вроде бы полушубка, но сшитые как будто в знак протеста – у одной, при
ее темномеховости, были замшевые темные рукава и короткий стойкой воротничок
походил на узкую ленту кашне, брошенное, обхватив предварительно шею, за спину
длинной полоской донизу, и даже чуть ниже спускался – сзади было впечатление,
что здесь шубка и начинается, я шутя говорил, что она ее одела задом на перед..
А вторая шубка, точнее полушубок, а еще точнее – жакет или кофточка, точно
имела действительно высоко на талии вязанный низ и только на плечах нечто рыжее
и меховое, наброшенное и сшитое, вернее
скрепленное со сборками тонкой черной лентой посередине, чтобы сборки и волны
меха не опадали. Это был дизайнерский вызов и насмешка всему шубному делу в
мире, но мы были очень довольны, вот после этого у меня и родилось название
«хепи энд».
.
Хозяин был толстый, нет, не толстый, а
как будто нормальную фигуру мужчины, как коробку примяли и она от этого
ненормально расширилась - так расширены
были как-то плечи у старика и расширенный вперед нос (хотя, пожалуй, как и у
всех греков, но у него особенно). Он ел арбуз, и только что угостил девушку
продавщицу – я в шутку вызывающе вопросительно стал смотреть, а не угостят ли
и меня? И он тотчас меня угостил, и я, довольный, стал есть свой кусок арбуза,
озирая огромную лавку с множеством ходов и высоченными потолками. Далее мы
стали покупать меха для Танищи, описанные уже только что, а девица нас тайно
подбадривала и вдохновляла торговаться порешительней с дедом. Он был криклив и
неприступен, русским в отличие от девицы говорил неровно, то очень хорошо, то
плоховато – видимо прикидывался. После долгих упреков друг друга и товаров,
компромисс нашелся благодаря все-таки шепоту
этой девицы: «да вы с ним порешительней, и он уступит!».
По утрам в дальнейшем мы встречали ее
за завтраком, к нашему удивлению в ресторане – оказалось, что она работает в
двух местах – я сказал было несколько раз по-гречески «кали мера», а потом стал
по-русски «доброе утро» говорить, думалось, что так ей приятней, т.к. она тоже,
как многие продавцы магазинов, была гречанкой из России, и звали ее Тамарой, у
нее было доброе улыбающееся черными глазами лицо.
На прощание я подарил ей стихотворенье
короткое, и она легко могла его запомнить:
Пусть
серебристый мотылек
Не
покидает кошелек.
Она улыбалась. А наследующий раз, это было
утро отъезда решил подарить что-то посерьезней, думаю, ну что шутка, она
хороша, но ее мало, и подарил еще стихотворение, короче даже:
Где-то в саду
взмахнула ворона крылом
Она сказала «Ах как хорошо!»
восхищенно, с такой редкой и простодушной интонацией, что не ясно было, кто
кого облагодетельствовал.
У нее была подружка, постарше местная
гречанка, не говорящая по-русски, и она-то и сохранила мои камешки, забытые на
столе за завтраком. Как сближаются и дружат похожие и близкие души. Одной я
стихи подарил-прочитал, а другой поцеловал руку за то, что не смахнула она
восемь камешков на песок за веранду.
в этом лесу все там
лежит………………………………………………………3
на родине эллады и
гомера……………………………………………....4
весело
словоохоливо………………………..……….…………………………..5
линия прибоя……………………………………………………………………………………..6
гордость витает во всем
над элладой………………………..7
после жаркой и
ожесточенной схватки……………………………8
параллельно морю идущий
рядами отелей…………………….9
иногда в строчках
моих….…………………………………………………..10
услыхали похвальбу мою
опять же на олимпе.….…11
этого им показалось
мало.………………………………………………….12
кажется что пдбираюсь я к
гомеру…………………………………13
тетка слева за
храмом…..……………………………………………..……14
так здесь орфей влюбился в
эвридику?!.…………………15
трон зевса я нарисовал как
оказалось…………………….16
разомлевший и
томный………………………………………………………..……17
мессионерскую группу
корейцев не видно……………….18
внутри глубоко поджаренной
садельки………………….….19
музыка волн………..…………………………………………………………………..….20
я перед этим восемь камней
нашел.………………………………21
мимо миши с
одессы………………………………………………………………...22
как будто марсиан
покинули.………………………..…………………23
два подносика
пласстмасовых………………..……………………..24
если не приземлимся…………………………….………………………………….25
два стихотворения улетая и
прилетая
забросило
самолет……….……………………………………………..………..26
мы привыкли облака
наблюдать…………………………..………..26
пропущенное стихотворение………………………………………………..27
отступление в прозе………………………………………………………………..28
содержание………………..33