А в т о б и о г р а ф и я
Родился
в семье врачей: отец военный врач, мама - детский врач. Много пришлось поездить
в детстве: Молдавия, Дальний Восток, Китай, Средняя Азия.
Отец был очень застенчивый человек, особенно в юности,
поэтому по вечерам был не в компаниях, а в оперном театре, в результате этого,
когда он брился или мылся в ванной, он исполнял арии из опер, а я с детства был
свидетелем, что когда человеку хорошо, он занимается классической музыкой. Кроме того, он играл и на мандолине, и
на гармошке, писал стихи
и рисовал, хотя и очень редко.
Мама
тоже писала стихи и рисовала, самостоятельно пыталась выучить прелюд Рахманинова
в юности, а потом всю жизнь об этом вспоминала.
Училась несколько месяцев в Академии художеств, но потом бросила. Все эти
увлечения матери и отца стали моим основным занятием в жизни. Причем я обратил
внимание на два метода существования в искусстве: у отца - логический, у матери
- спонтанный.
Кино
объединило все вместе: и живопись, и поэзию, и музыку. На
этом глубоком фоне прошли несколько формальные события, которым обычно придают
преувеличенное значение: в 1960 году я поступил
в Полиграфический институт, заведующий кафедрой Андрей Гончаров сказал, что я
вполне сформировавшийся художник и что он опасается, что педагоги будут только
мешать мне заниматься искусством, кстати, с одним из них у меня сложились
весьма дружеские отношения, - это Юрий Бурджелян (параллельно я занимался в
Консерватории и в Гнесинском
институте. это были нелегальные занятия, писал рассказы, стихи,
занимался живописью), когда я заканчивал обучение и защищал диплом художника, я
уже был автором неопубликованных сборников рассказов, стихов, фортепьянной и
инструментальной музыки; в 1977 году я вступил с трудом в Союз художников,
вначале я слышал реплики, что "это не живопись", и только через
десять лет я услышал реплики противоположные, что я "лучший мастер" в
своем жанре, в основном я работал над заказами на темы фольклора.
И
все-таки своему сыну я не советовал бы
тратить время на Художественный институт, в качестве объяснения я приведу
пример из жизни писателей - классиков:
Достоевский по образованию инженер, Чехов по образованию врач, Маяковский был
отчислен из Художественного института, кажется, со
второго курса, Толстой точно был отчислен
после двухлетнего обучения, Булгаков - врач; но наш Литературный институт
ничего серьезного не может противопоставить, хотя, логически рассуждая, должно
бы быть наоборот.
По-настоящему крупными событиями в моей жизни были
сочиненные фортепьянные концерты в 1973 и в 1975 годах, написанные романы
("Семь приходящих работниц", "Кого бы ты избрал?"*, "Вы
мне можете звонить эту неделю каждый день?",
"Я налью Вам чашечку чаю?",
"Прозрачный океан"* и повести "Восковой человек",
"Женщина в мышеловке или повесть о женщине, написанная в ее
присутствии", "Муха"*, "Сито зеркал", "Степной
городок"*, "Поезд дальше не
идет"), и создание фильмов ("Возвращение", "Рождество". "О чем думала
рыба", "На том свете", "Состав", "Прогулка на
край земли", "Наполеон в
России", "Дом, стоящий там", "Пятнадцатое лето",
"Морская беседка", "Косаговский
и Клеопатра", "Моцарт и Сальери", "Сказка о рыжей
кошке", "Сказка про слона", "Сказка про мышку",
"Песня о комнате", «Дом стоящий там», "Свадебный подарок"),
и я уже не говорю про бесчисленное количество рассказов, стихов, песен и
живописных картин.
*--------------------------------------------------------
четыре произведения, помеченных звездочками
утеряны
для издания
«Юрий Косаговский
– живопись литература музыка»
Москва, выставочный зал Гагаринского р-на 1998