В Ы Б О Р
З А Н Я Т И Я
В 1958 г. мама мне подарила этюдник, и я решил заняться живописью, тем
более, что я окончил
тогда школу и освободился от "барщины", т.е. домашних заданий;
мне было тогда 17 лет.
Это не
было случайностью, я и так
думал об искусстве как о профессии, это происходило невольно, потому что
я видел, как к искусству относятся мои родители: в
минуту улыбки и шутки,
т.е. в радостную минуту, они
или рисовали, или писали стихи "на спор" - кто лучше, и невольно мне тоже хотелось попасть в "этот
прекрасный мир".
Таким образом, я и сделал своим основным
занятием литературу, живопись и музыку,
позднее к этому добавилось кино, как нечто синтезирующее все занятия вместе.
(При этом любопытно то, что предмет
развлечения взрослых стал моим
основным занятием.)
О Т Н О Ш Е Н И Е
К М
Е Т О Д У
О В Л А Д Е Н И
Я
И С К У С С Т В О М
Ни о какой учебе не могло быть и речи:
уже 1О лет, потраченных на школу общеобразовтельную,
я считал самой большой данью миру взрослых людей; кроме того, по моим представлениям, искусство - это вол- шебная страна, и туда можно
попасть, опираясь на свои мечты и на чудо, но
никак не с помощью учебного пособия, утвержденного министерством.
(На международном фестивале камерной
музыки "Фианитовая звезда" после выступления,
когда я отыграл свой
"Концерт для ф-но соло N 2" и импровизации
на темы зрителей, я получил записку из зала с вопросом
о моем образовании и я ответил: "У меня
незаконное, высшее, заочное образование"
- и рассказал, как я, поступая, сделал
несколько десятков ошибок в сочинении по русскому (по словам секретарши
приемной комиссии), но даже если она и
преувеличивает, то и одного десятка бы хватило на двойку, однако, по указанию зав. кафедрой А.
Гончарова, которому нравились мои
картины, ошибки исправили и поставили пятерки по всем
предметам. При этом,
по его
указанию, я был освобожден от какого - либо вмешательства преподавателей
в мои творческие процессы.)*
-----------* Международный фестиваль
камерной музыки под эгидой ЮНЕСКО
в Москве 1994-1996 гг. (среди участников были:
Элисо Версаладзе, Джанандреа Гаваццени, Эдисон Денисов, Нина Дорлиак, Юрий
Косаговский, Фьоренца Коссото, Тимоти Мур, Метью Оуэнс,
Лючано Паваротти, Генадий
Рождественский, Мирелла Френи,
Альфред Шнитке, Пьер-Лоран, Ольга Якунина и др.)
С П Е Ц И Ф И К А
Р А Н Н
И Х Р А Б О Т
Поскольку у меня были необычные
представления о методе, это невольно отразилось и на самих произведениях
- например, когда я окончательно сформулировал независимость своего пути от
мнения профессионалов, я стал
чуждаться и всех атрибутов профессии, я
рисовал свои картины (даже слово
"писать" я старался не употреблять) без мольберта ,т.е. подставки, на
которой пишут картины, краски носил
не в этюднике, а авоське и даже
рисовал не кисточками, а руками:
пальцами наносил краску на картон; и, кстати, на картон или
фанеру, но не на холст, который,
конечно, стоит дорого,
и я не
мог себе позволить
такой роскоши -
и в то время,
как картоны от ящиков или фанерные листы
просто валяются на улице в большом
городе (это видимо перегородки «бедных» между комнатами появляются наружу,
когда ремонтируют дома или ломают?) Так
бери такие фанеры и рисуй. И такой настрой, конечно, помогал утверждать новое
представление о красивом,
об объекте рисования и о способах
выражения. В тот период
мне даже, в конце концов, было
все равно, ровные углы или обломанные; я их принимал, как молчаливых свидетелей
моей жизни, не имея никакой материальной поддержки. Поэтому теперь я экспонирую
картины того периода именно в таком
виде.
( Интересно, что чем фешенебельней
зал, тем красивее смотрится нищета и
ветхость материалов, на которых созданы
эти картины.)
В
ДРУГИХ ЖАНРАХ
В других жанрах это отношение к пути
выражалось в том, что стихи я стал писать без рифмы (конечно, что пробовали и
Пушкин, и Тургенев, и Блок) и я написал
две книги таких стихов; а рифмованные у меня, наоборот, появлялись
эпизодически. Настолько я отказался от внешних атрибутов поэзии, что писал
не только без рифмы, но и без ритма (определенно выраженного), поскольку меня разбирало любопытство, что же это? стихи или нет? Я их
показал в литературном институте, и там мне объяснили, что в России так не пишут, но это стихи и
называются они "верлибр".
В музыке я собирался играть на
рояле музыку, лишенную всякой быстрой беготни пальцами по
клавишам, но, "к сожалению", не знал,
что медленная игра - самый
лучший способ подготовки к быстрой игре, поэтому совершенно невольно
овладел тем, чем совершенно не старался овладеть – быстрой игрой пассажей и
т.д.
С Р Е Д Н И Й
П Е Р И О Д
Забыл сказать, что, по моим представлениям, одна работа от другой должны
были отличаться разительно; такое у меня было представление в начале 60
годов, но позднее
я пришел к мысли, что рисовать надо так, как хочется ,
не насилуя себя ничем,
в том числе и
собственными установками. А это позволяло, и наоборот, делать близкие и похожие
вещи, если есть такое желание (и
действительно, иногда мы радуемся новым знакомствам, а иногда радуемся встрече
со старыми друзьями );
вообще, размышления о природе
искусства и его сущности
приносят глубочайшее наслаждение,
так как удовлетворяют наш глубинный инстинкт познания мира... Поэтому в моих работах можно найти следы доктрины
"непохожести" (этот путь я назвал "создаванием
шедевров", но и следы прямо противоположные "делания чего хочешь" (такой путь я назвал "путь
простой жизни и будничности"). Если в первом пути я считал своим учителем Врубеля, то во втором, может быть, Ци -
Бай - Ши, Бо - Цзюй - И - и хотя он поэт, но его стихи были уроком
красоты и неповторимости будничного мгновения. И, действительно, все пути
имеют, наверно, право на существование. Позднее, проглядев пару интересных
томов «Мастера искусств об искусстве»,я это
сформулировал шутя так: не важно каким
заблуждением руководствуется художник, главное, чтобы он работал.
М О Е
О Т К Р Ы Т И Е
В Ж
И В О П И С И
И Л И
М О Я Р Е В О Л Ю Ц И Я
П Р О Т И В
С А М О Г О С Е Б Я
Шутя однажды я попробовал
уголёк (это были мои любимые арахисовые орехи, поджаренные, к сожалению, до углей) и
нарисовал: "палка, палка, огуречик, вот и вышел
человечек" - и шутя стал думать, что пейзаж должен
отвечать двум округлым элементам его фигуры; и землю изобразил кружочками, а
на небе нарисовал
три слепленных кружка, и они изобразили
облако; вставил в
раму; мне понравилось, я решил
сделать серию такую в цвете - так
были реализованы мои мечты
о какой-то иной необычной живописи. И забавно то, что всерьез бы я
отверг эту идею, как надуманную и кощунственную, но вот шутя
она преодолела преграды моих профессиональных
предрассудков, и это был такой
подарок судьбы!
И что было бы толку от
моей принципиальности и твердости в
области художественного сознания?
О Ж И В О П
И С И
80 -90 гг.
В конце семидесятых годов я неожиданно,
уже приготовленный прежней историей, рисованием кружочками, довольно легко перешел на рисование на неровной волнистой
поверхности и это тоже несколько
революционный шаг, так как основная условность искусства живописи,
что поверхность плоская, однако на ней возникает пространство. Наверно,
некоторой предпосылкой была на короткий период серия "п о
л о с
а т ы х" работ:
я находился в 1973 году на творческой даче Союза художников, и там
была молодежь со
всей страны, но я еще не был
готов поделиться со всеми своим открытием
"р о н д и з м а"; мне хотелось еще
поработать и заявить о нем более
весомо, но и рисовать по-старому тоже
было скучно, так как я весь был в ожидании нового зрелища
от возможностей новой живописи.
И тогда я заменил рисование кружочками
рисованием полосочками; тоже, надо сказать, зрелище
оказалось любопытным и, возможно, еще недооцененным.
Так вот, возвращаюсь к
рисованию на волнистой поверхности - эта живопись еще и тем оказалась любопытной
(кроме того, что она была не плоской), что это была"
двигающаяся живопись": дело в том, что мазки, находящиеся то на вершине, то во впадине
волнистой поверхности и рассматривающиеся
с разных углов, не неподвижны (а чисто математически в одно и то же место
невозможно попасть дважды, имеется ввиду точка), стало быть и расстояние
между мазками будет все время разным; и в следствии
того получается живопись не не-подвижной, а
наоборот получается д в и
г а ю щ а
я с я б
е с п р е р ы
в н о живопись
и неповторимая для разглядывания.
И еще две тенденции: я все время
проповедовал неправильное рисование, говоря, что рисовать надо "как рука
возьмет", и добавлял, что, рисуя коробок спичек за копейку, наш рисунок,
чем более мы постараемся сделать его точным, все ближе приблизится к 10
копейкам; и дело не в
достоверности, а в комментариях, а комментарии
в искажениях, которые и берет сама рука, если она хорошо
приспособлена к сердцу и к чувствованию. И вдруг приехали из-за границы шедевры западных музеев и среди
них портреты Рембрандта; я восхитился и понял, что плох не реализм, а его
представители (если они профессионалы и
ремесленники, а не поэты
своего дела ).
Особенно меня восхитили тени под стулом на портрете одной юной особы в
изображении Рембрандта. Я решил тоже вступить в состязание со старыми мастерами
и поставил себе цель написать 1ОО
портретов - вот от сюда у меня есть десяток
р е а л
и с т и ч е с к и х портретов; мало потому, что меня, конечно,
отвлекли дела"
сердечные"(у меня долго не было ребенка), и музыка, и литература, и кино.
Не помню имя, но кто-то говорил из
французских мастеров, что надо написать реалистически сначала, а потом повторить по
памяти "главное" и обобщая. Мне совершенно не подходил этот
совет, так как я был нетерпелив и ленив. Странно услышать, что я был ленив,
если я писал иногда за два месяца по 7О картин или играл на рояле по столько часов, что один раз даже
побежала кровь из пальцев! (от игры - октавами у правого пальца). Но это так, именно я был ленив.
И не
даром говорят, что лень - мать изобретательности. Но
мной хорошо двигали
тщеславие, любопытство,
увлеченность и страсть. Иногда, когда меня спрашивали, зачем я пишу повести, я
отвечал: как зачем, чтобы прославить свое Отечество! Так вот, я продолжу мысль
о повторном варианте картины - итак мне
не подходила эта идея вариантов по лености. Но вот художественный Совет в
Союзе художников меня очень допекал, требуя исправлений в заказанных мне картинах, и это даже было оговорено в
договоре, который продлевался каждый год. Договор я
подписывал, но никаких исправлений никогда не вносил в свои картины (с горечью
убедившись, что они непоправимо портятся от вмешательств со стороны); я вышел из положения проще: я просто каждый раз
рисовал новую картину, по которой возникали новые замечания, но тут подходил
срок сдачи ее заказчику, и что бы не страдал заказ
на десятки тысяч,
принимали и мою картину, наконец,
великодушно за
несколько сотен (от полутора
до пяти).
Нет
худа без добра: вдруг настал период, когда стали мешками вывозить живопись из
России, и лишились власти художественные Советы. Я продал множество картин, но
не лишился своего выставочного фонда - я продавал написанные варианты. Другое
дело, что варианты иногда были лучше, первоначального картона т. к. в варианте
я мог изменить все то, чем я был не
удовлетворен раньше, но ленился исправить. Итак, подводя итог, можно сказать, что
я овладел и таким новым для меня
жанром, как писание в а р и а н
т о в одного и того же сюжета, увлекаясь
разной интерпретацией и сюжета, и
персонажей.
НЕСКОЛЬКО ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СТРАНИЦ НАПИСАННЫХ МНОЮ ПО ПРОСЬБЕ Г. КОСТАКИ О Р О Н Д И З М Е
(первая страница утеряна, но,
возможно, сохранена наследниками
Костаки)
2
...(Но это давал и
кубизм, и пуантилизм, и методы отдельных
мастеров, например: Матисс, Ван - Гог, Врубель, Сезан, даже - Эль
Греко и т.д. Необходимо еще нечто, которое бы стимулировало к
обобщению)
2. Обобщение
стимулируется плосткосностью (иконы, Матисс, росписи Кносского дворца
на Крите )
но Матисс
фрагментарен, это еще пол
беды, но он еще в своих вещах тяготеет к
конкретизированию частных ситуаций т.к. при
плоскостных решениях допускает недекоративного плана прорисовки, а
плоскостность с декоративностью этого метода «кужочков»
- тянет активно к обобщению явлений даже
при их фрагментарности (имеется в виду фрагмент жизни, например: забор, дерево, обрезанный угол
дома) - (кстати, фрагментарность, сведенная в принцип, для примера
возьмем портрет мужчины Врубеля, с обрезанным лицом,
лучше сказать, лбом, почти в методе
"кружочков" фрагментарность при декоративности приема
нанесения краски кружочком, тоже обобщенная: т.к. кружочек - вот в чем суть –
приподнимаясь над всем в своей автономии, воспринимается как знак и знак и
плоский, он плоско лежит на плоскости и еще больше связан
с плоскостью, когда это становится фактурой при множестве этих кружков.
3.
В этой системе происходит о р г а н
и ч е с к и й
синтез тенденциозного искусства (тематической живописи, * информационно
за груженной) и живописи "отдыха" . (что предлагал Матисс, хотя скромничал,
претендуя своим творчеством "на кресло, в котором зритель может
отдохнуть" ). А органичность синтеза
в той н
е с е р ь
е з н ос т и которую дают
кружочки в ощущениях зрителя - даже при, допустим
насыщенном жанровом сюжете.
4. Я усматриваю синтезирующее начало
(вытекающее из третьего пункта ) для столь полярных
методов, как профессиональное и наивно-примитивистское искусство, так как,
грубо говоря (все гораздо сложнее, но
сейчас стоит упростить проблему):
профессиональное искусство рационально
по сути, а наивное - эмоционально-игровое (тут имеется внешнее противоречие: Матисс, можно
рассуждать, дескать, более бессюжетен, нежели чем примитивист, тяготеющий к сюжету, который как
раз наоборот, рационален и тенденциозен, и наполнен информацией!).* Но
это только на первый взгляд верно. Профессиональное искусство неизмеримо
больше насыщено рациональностью и тенденциозностью: оно всегда опирается на
какую-нибудь доктрину, а примитивист исходит из импульса подражания природе
или профессионалам.
* но я
наверно имел ввиду поверхностную
информацию видимую обыденному
глазу, а не
ту, внутреннюю которую дает
глубокая поэзия, так я воспринимаю теперь
этот текст, спустя ( 97-72=) 25 лет.
5. Искусство имеет импульс
игры (фантазирования ), а
что касается идей,
то они вторичны, как материал, с
которым работает художник (по известной
схеме: явления жизни нас окружают и сознание
отражает их, сгруппировав иной раз в наблюдение, иной раз в обобщающую идею и т.д.
игровой импульс спасительный клапан,
который выпускает беса сомнения, которое ведет к ремесленничеству от
неуверенности в себе, и в голове,
как в колбе, проистекают чистые реакции художественного творческого процесса. И
суть этого метода в том, что эти кружочки чисто психологически
(как мягкие, не беспокоящие)
успокаивают волнение от с е
р ь
е з н о с т и процесса, располагают к
шутливо-фантазирующему состоянию. Я это утверждаю в психологических
наблюдениях над собой.
6. Искусство - это сложный процесс со
сложно-синхронными (т.е. вступающими весьма условно-синхронно
составляяющими) явлениями, в которых участвуют
эмоции и анализ. Не всякий владеет собой
настолько, чтобы не пострадала та или другая сторона составляющая этот
процесс. В этом стиле, это проистекает естественно. Я имею
ввиду, конечно, или художников уравновешенных в этом смысле или эмоционалов - и предлагаемая система
тянет к овладению собой и воплощению эмоционального импульса в
рациональную, приемлемую и достигающую
цели форму. А что касается излишне
рациональных - среди них творчески потенциальных людей. Хотя и не
исключено эмоциональное пробуждение "растаивание"
их от этой игровой и шутливой стороны, которую
несет в себе этот метод.
7. Восприятие искусства имеет корни в биологических возможностях человека
(запоминаемость, узнавание). Предлагаемый метод организует
восприятие по следующей схеме: снимает
напряжение от "серьезности процесса "восприятия, настраивает
несколько шутливо на игровую волну и на фантазирование и приводит к приниманию всего, обобщенность помогает усвоить информацию,
а фактурность чисто биологически для глаза, помощь (во-первых, эти элементы легко различимы
глазом, сразу узнаются как условность и в силу своих мягких линий,
позволяют глазам быстро "обскользить"
картину - отсутствие углов и точек: сравните как
глаз осматривает круг или квадрат - пока он не "побудет"
на всех вершинах квадрата, он не успокоится с выводом первого впечатления что
это квадрат и другое дело круг).
8. Искусство того или иного художника
надо рассматривать, как "магию" или гипноз. Все его действия -
фактура, композиция, рисунок и пр.
это своеобразные "пассы". У предлагаемого метода можно
отметить монотонность, необычность, ощущение чуда, смелость очень характерные для такого процесса.
9. Всякое
произведение искусства, как своеобразный "организм" - есть сыгранная
игра по правилам, которые придумал
сам художник для д а н н о г о случая для данной "игры". Создание
живописной школы или стиля - это
(напрашивается такое сравнение)
создание такой игры, в которую бы играли
все или по крайней
мере создание системы правил для
уже известной игры (те же шахматы) которые бы раскрывали горизонты
для перспективного развития и прогресса в искусстве данной игры .
У меня складывается такое
впечатление, что я подгоняю благоприятные выводы к предлагаемому
стилю и школе. Я думаю, что это оттого что я
пошел в изложении по пути выводов, а стоило бы рассказать, как я пришел
к этому стилю, это было бы более естественно, потом уже
предлагать свои выводы для
внимания. Но что сделано, то сделано и потом этот путь был бы длиннее.
2 августа 1972 г.
Ю. Косаговский