Горы
олимп, вершина «трон Зевса»
.*.
в
этом лесу все там лежит
где
положили боги -
отвесны слишком склоны
чтоб
ступал там человек
Геркулесу разумеется как
полубогу разрешили дорогу
проложить
вернее разрешенье получить
потом ее построили потом…
а
асфальтировали 3000 лет
спустя…
.*.
На родине Эллады и
Гомера
Приглядывался к грекам
В курортном
городе –
прибрежье Катерини:
Средь немцев и
корейцев
Потомки хитроумного
Гефеста
орудовали бойко в ресторанах
Но истинным потомком
древности
потомком Геркулеса –
был разносчик
булочек на пляже
он ступал не только
грациозно или мощно
в жесте каждом кровоточило
добро сквозь сдерживаемый гнев
(еще бы полубога запрячь
на
заработок
низкий!)
но разумеется лишь с кровью
Геркулеса в жилах -
во взгляде
умоляющих… просящих…
интонаций не было в
помине в
трехтысячном колене…
.*.
Весело словоохотливо
Познакомился я по приезду
с продавщицей
Что гречанкой из Тбилиси оказалась
Муж ее взяв
только за бензин лишь
Даром нас отвез к отвесным скалам
Пропасти красивейшей в горах Олимпа .
Линия
прибоя
Упрямо и лениво
(И только раз в неделю гневливо)
Посейдон волной спокойной строгой
Теребит прибой песчаный -
Здесь с Геей они границу никак не
проведут …
Гордость витает во всем
над Элладой
Гордо мальки от
берега плывут -
когда я по колено в
море иду купаться…
Гордо и хищно чайки
толпою летят
низким полетом касаясь волны
там где надо…
Гордо Олимп взирал
на мой двухчасовой бой
с палитрой и
кистью
удивлялся иногда
моим замыслам смелым
но под конец придя в себя
устами лесной горной
нимфы
стали шептать о подробностях
камней и деревьев на дне ущелья
- я чуть было не
погубил пейзаж свой
(глубина ущелья
пропала!)
но уходя уже я спохватился
- усилил контрасты
на ближних кустах и камнях
и сгладил контрасты
на дальних склонах…
впрочем на дне ущелья уже поленился…
Унесут мои ошибки
следы
горделивых
богов
что мешали мне
искусством моим состязаться с их
обителью
древней
но вечно живой…
.*.
после жаркой и ожесточенной схватки
трех мух по очереди
вынес
и сбросил с балкона
щелбаном последним отправляя на
землю
так чтобы еще и
крыло отрывалось
в последний момент
зажатое между
большим
и указательным
пальцем
(тогда
не оживет эта муха
и не прилетит как ни
в чем ни бывало) …
в начале сражения я
схватил свою книжку
экзотического
длинного формата
но ее мне все-таки
стало и жалко
да и первый раз я
промахнулся в азарте…
затем нарушив все
международные конвенции и
соглашения - взял
широченное полотенце
(чуть влажное)
и с первых же
заходов находил
каждый раз эту тварь
лежащую
то на спине… то на боку
с удивленными и
невинными глазками
и лапками слегка
перебиравшими
далее относил на
балкон
– как
победоносно
я описывал в самом
начале
гордо озираю
владенья с блокнотом
(с
помытыми чисто руками -
что обязательное
условия для поэта)
четвертую тапком пристукнул
с двух раз –
используя его как мухобойку
точно почила
она четырьмя
строчками выше …
точку поставлю в
стихе
словно копье моя
рука вонзит ее
в завершенье стиха .
.*.
.параллельно морю
идущий рядами отелей
городок Паралией и называется
это сплошные
комнаты… номера…
и апартаменты…
три этажа или
четыре…
ну пять в крайнем случае -
нижняя часть
торгует…
или столики
ресторанов
так публика
постоянно
в трех состояниях
пребывает:
лежит с важным
видом на пляже
покупает
чего-нибудь с важным видом
в магазинах
за
столиками ест с важным видом
чего-нибудь в
ресторанах
…
параллельно моему описанью
она все параллельно
и осуществляла .
.*.
иногда в строках
моих
Алексей Алехин проглянется
это не сердит меня –
невольно мой приятель
в этом путешествии
перекидывается
словом с улыбкою со мною
именно в стихах
сопровождает он умело
впрочем - докудова ему охота
покидает вдруг без
предупрежденья
оттого что слов я не отбираю
не точу их… не обтачиваю
да и не работаю со
словом
мне не жаль с ним
расставаться
- он редактор – я же
не люблю
вмешательство в
стихию
в том числе в стихию
слова
да и славой не хочу
делиться
я один пускай
прославлю
Грецию любимую богами
следом за всего лишь
и Гомером .
.*.
услыхали похвальбу
мою
опять же на Олимпе
и завистливо с
расчетом дальним
Голод с Толстотой ко мне
послали чтобы –
бросил я блокнот и
ручку…
я же ел хлеб с сыром
и орешками
а другой рукой
записывал все это .
.*.
…этого им показалось
мало
они Танищу ко мне прислали
«Ну-ка жуй как следует!» она сказала
и стихи повылетали из башки
взмахом крыльев море
заглушая .
.*.
Кажется что подбираюсь я к Гомеру
По выразительности
и красочности
слова
Несмотря на все
досадные помехи
или даже и благодаря
им:
Так всегда ведь в
жизни и бывает
Тот кто роет яму – сам туда ныряет
Боги трудности создав мне
и препоны
- Героические струны и позадевали
Что в душе настроены
с упрямством
близко
И с тщеславием
– жадностью
геройства!
.*.
тетка слева за
храмом
подметала дорожку
чуть зазевался – а
она перед церковью
прямо на мою сумку
метет
что облокотил об
тротуар я
я подошел
и руку к небу подняв
стал показывать что:
не на сумку
вдоль сумки ей
следовало
делать движенья!
что-то мяукнула она
на новогреческом
явно затуманивая паскудное
от благонамеренного по
куриному
неразборчиво … мелко
… невнятно…
и глупо…
.*.
Так здесь Орфей
влюбился в Эвридику!?
А я с щенками играл напротив церкви
Не мог никак
дождаться
и увидеть
туристический автобус
.
.*.
Панаетису Цацанидису
(гиду, историку и
поэту)
трон Зевса я нарисовал
как оказалось …
по гидовским словам
… -
неплохо для
короткого набега!
.*.
Разомлевший и томный
Сыр лежит на тарелке
(веранда
в трех метрах от моря
солнце за завтраком
как официант -
благосклонно)
Тонкие ломтики
сыра
на машине порезаны
и не бывают тоньшее
(веранда
в трех метрах от моря
солнце за завтраком
как официант –
благосклонно)
Тончайшие ломтики
сыра
как юные девушки
томно ощущают все
тело
повторяя форму
блюдечка
послушно и грациозно
(веранда
в трех метрах от моря
солнце за завтраком
как официант - благосклонно
но не навязчиво …
завтрак входит в
оплату отеля)
Разомлевшие и
томные…
на веранде…
у моря…
ласковое
(прохладой) утреннее
солнце…
.*.
Миссионерскую группу
корейцев не видно
неужели как-то в 7
утра
пропев свои псалмы
на гряде из камней
волнорезом положенных в море
они удалились
интригуя
с достоинством черезмерным?
Среди них были две
кореянки
привлекательных
милых
с одной даже
заговорил я
увидев палочки для
еды
и об этом
воскликнул в восторге
она даже хотела меня
угостить
лапшой по-корейски –
это коробка
с лапшой да
специями
что кипятком
заливают - но жена моя скромно
отставила это
событье…
А жаль: церковники
бы не пострадали
Да и проповеди
нет лучше в мире
Чем от сердца и к
сердцу
И еще с тарелкою
вкусного супа!
Да и
паломникам-миссионерам меньше скарба
пришлось нести при
отъезде…
.*.
внутри глубоко
поджаренной сардельки
под греческим
солнцем на пляже
не атомы с
молекулами носятся
а обрывки слов вопросительных
и обрывки утверждающих
горделиво ответов:
тратата - хорошо
загорели?
тратата - на
морском побережье
тратата - Катерини-Паралие
тратата — это
в Греции
есть такое местечко
внутри глубоко
поджаренной сардельки
под греческим
солнцем на пляже
не атомы с
молекулами носятся
а вербально
словесные огрызки…
музыка
волн
Заказали обед в
ресторане
под нашим балконом
Таня в кресле ждала… я разделся и тут же
шагнув по песку -
искупался в зелени моря
… погревшись на
солнце
только второй раз
искупался -
Таня замахала руками
- над подносом
с принесенной едой…
мы
поднялись в наш номер (официант
поднос следом нес
- как медали на подушке
при похоронах) и на балконе расселись:
мули жаренные и шашлык с
картофелем
жаренным фри и рассыпчатым рисом…
салат помидорный (и
с луком!)
политый лимоном – запивалось вином
(с камамберным налетом в букете)
под названьем «Петсина»…
Это
что! я позвал (сбегав через дорогу
– не оказалось
служанки на месте)
и она на кнопку
фотоаппарата нажала…
Это что! весь обед под
балконом раздавались
напевы – из-за них я
обед и описывать начал
потрясающей силы
напевы -
в неназойливой силе
а в мягкости
нет средь напевов им равных
эта музыка и к вину и к салатам
и к жаренным мулям и к свинине
зажаренной тоже аккомпанементом
была несравненным
… впрочем…
эти напевы нас там баловали
беспрерывно: утром… днем…
в вечер… ночью
волны ласково
пели и пели…
но особенно к жаренным мулям
напевы тех волн подходили … и
особенно подходили
к ночным сновиденьям
(впрочем которых не помню)
Если можно представить:
как из воздуха
струится вино
подходящее
к жаренным мулям (устрицам малым)
то представить можно
напевы тех волн
за обедом…
Если можно представить:
как в темени ночи из воздуха стелют
кровать
где тот час засыпаешь – в этом
музыка волн когда смыкаются
веки…
.*.
Я перед этим восемь камней нашел
каждый с ноготь размером
один не похож на другой
и все полупрозрачны как люди
как души людские: привлекательность…
прелесть… намек на прозрачность…
непостижимое таинство в блеклом тумане…
За завтраком их на столе
позабыл в ресторане -
через десять минут возвратился…
официантка их
на стойке у бара держала
как портмоне или важные документы - паспорт
и визы
путешественника-иностранца…
руку поцеловал ей банально
как в камне полупрозрачном
как в блеклом тумане…
интересно
- какой из камней будет напоминать ее
образ?
.*.
Мимо Миши с Одессы
Проедем на автобусе с кондиционером
Вспоминается его
вкрадчиво произнесенные речи
о меню - что он знал как поэму!
И фрагменты читал
– один лучше другого
В первый вечер остановились на главе
посвященной жаренным
креветкам
В саркофаг алюминиевый их
законопатили
И горячими
вкусными на балконе
в
гостинице хрустели… удивлялись…
И как водится: поэма побледнела
с реальным событием рядом
И как водится лет через пять
или
десять
Вкус креветок побледнеет…
исчезнет…
Но останется голос… глаза…
интонации…
Неизвестного грека по имени Миша из Одессы…
как он сам рассказал…
………………………………………………………….
*Миша, как позднее вспомнили, был из Батуми, но уж
пусть будет, как написалось…
.*.
Как будто марсиан покинули
Развернувшись крылом самолета
над Салониками – с неба… сверху…
это чудный фантастический мир!
.*.
Два пластмассовых подносика
одноразовых
Когда еду раздавали – спрятал в
авоське
Сувенир будет от Аэрофлота
И палитры для темперной краски .
.*.
«Если не приземлимся –
вступай в Международный
художественный фонд
И мастерскую оформляй на себя»
– так я сыну сказал
по дороге к метро уезжая
«Восемь картин погибнет
–
думаю
возвращаясь
–
если не приземлимся…
и 26 стихотворений…»
Два
стихотворения
Улетая
и прилетая
…профессора во всех
консерваториях только тем и занимаются,
что
отучают молодых людей от музыки …
(Артур Оннегер)
забросило самолет
и я вспомнил
как писал о музыкантах:
дескать переходят они
с высокого искусства на музицирование
как телега по колдобинам
и засмеялся…
а потом уже подумал:
человек - это единственное животное
которому можно вбить в голову
что угодно…
ни одна обезьяна не закончит
никогда консерваторию
– просто с ужасом сбежит
и инстинктивной осторожностью
и мудростью выходит
и природным
нравственным здоровьем…
Мы привыкли облака наблюдать
Как раки и крабы - плывущие рыбы:
Т.е. в профиль или серебристые их животы
… Подлетая к Москве над облаками
Я шторку откинув
вижу в круглом окне:
Сотни… тысячи гадов
из ваты
Фантастических разных гигантов
и мелких чудовищ…
пропущенное
стихотворение (19)
С Танищей пошли и забросили
В море монеты
Я кидал в движенье дискобола
Странно – от легкой монеты
Рука заболела… и мне
показалось
Что гуляющие по
пояс в воде
Разыщут монеты…
Впрочем песком
занесет…
Успокоившись тут же
подумал…
И точку поставил в волненьях своих
К этой мысли уже не возвращался…
Отступление в прозе
Вечером
пошли вино купить, поскольку вскоре, как приедем, у нас будет день рождения (у
Тани).
Она
ходит, выбирает, я прогуливаюсь по магазину. Вижу, молодой продавец
мучается – ценник подправляет, чтобы линии овальными были в цифрах, а его
корявая нетерпеливая рука то туда, то суда заезжает. Я дал ему помучиться, а
потом протягиваю руку, из руки получаю фломастер и несколькими медленными, но
овальными штрихами скрадываю его ошибки. Он благодарит т.к. мученья и угрызения
совести позади. Я подумал, что мой урок ему пригодится, и наблюдал с
любопытством, не проявится ли хоть что-нибудь у него от меня перенятое. Впрочем., дабы не быть навязчивым, отошел.
Но
вот мы рассчитываемся с его отцом (вероятно), и не хватает греческих денег. Я,
шутя, напомнил, что помогал ценник нарисовать. Сын тотчас поддержал мою шутку.
И отец-хозяин заулыбался, обещал по-гречески снизить цены. Слова не очень
были нужны, важнее было то, что он улыбался и, приговаривая непонятное, воздух
спрессовывал мягко руками, что означало скидки.
Но
и сын разошелся, преподнес небольшую бутылку вина, как подарок.
Наконец, мы расстались, я сказал, переводила,
конечно, все Таня, дескать, (и это действительно гид нам сообщил) открывается
в Салониках музей Георгия Костаки с неофициальной
живописью 20-60-х годов из России, и там будут и мои картины, т.к. я
живописец, и далее советовал ценник ему не выбрасывать, и даже поставил
автограф на нем, и со временем его выгодно перепродать… - уходя, я руками
махал, удаляясь по маленькой улочке, и он руками махал из магазина сквозь
окна.
Приземляясь, когда самолет пошел на
сниженье, я вспомнил и рассмеялся, танищина голова у
меня лежала на животе и коленях – я думал, хоть смеялся я молча, проснется она
от тряски живота, но она не проснулась.
*
Смешного было много. Жара 35 градусов, город ходит в шортах
и в плавках и в купальных костюмах – но через каждые 3-4 метра висят перед
магазинами шубы. Сотни магазинов – это с кондиционерной прохладою залы и в
них бесконечными рядами сотни шуб. Но это не только смешно, это сумасшествие
какое-то. И все люди какие-то тиховатые в этих
магазинах.
И действительно кто-то заходит и
примеривает эти шубы. И, в конце концов, это давит на тебя, хочешь - не хочешь,
а рано или поздно начнешь и ты примеривать.
Невольно и они стали предметом наших
разговоров с Танищей. Я наверно стал что-нибудь
говорить о шубизме, как явлении, и что-нибудь
говорил о шубистах, а Таня их прозвала шубертами.
А однажды за завтраком, нет, за ужином,
но в том же ресторане, где мы завтракаем, но не за теми столиками, что у моря,
а за теми, что на улочке, на веранде, так вот,
там взяли мороженное (почему-то непостижимых размеров и сладости
особенно на самом дне от варенья – которое мы вдвоем
не могли доесть, зато прикончили, тоже, на мой взгляд, довольно паскудный, потому что шоколадный, кисель), и вот, вдруг появились
за соседними столиками немцы, со знакомыми физиономиями за завтраком, но вдруг
спокойная важность их лиц была нарушена и растревожена, кто-то торопливо вошел
с целлофановой сумкой и заставил кого-то примерить коричневую кожаную куртку
под одобрительные возгласы, последовавшие за какой-то изумленно
вопросительной интонацией (даже выкриком изумленным скорее), … - и затем
торопливо куртка была спрятана в сумку.
Я понял, что они сделали удачную покупку
в комиссионном магазине, который имеет более современное
название «секонд хенд», и
который я тоже очень люблю, и мы тоже с Танищей там
кое-что купили, и мне кажется, что я этому магазину еще более удачное название
придумал – не «секонд ханд»,
а «хепи энд».
Мне захотелось именно такую же куртку,
как купили немцы, и мы пошли, и как ни странно нашли ее подобие (только не было
одной пуговицы на плече, и вид у нее был не такой новехонький, как у немцев,
но очень приличный). И Танище купила две карикатуры, два
шаржа на шубы: это были два вроде бы полушубка, но сшитые как будто в знак
протеста – у одной, при ее темномеховости, были
замшевые темные рукава и короткий стойкой воротничок походил на узкую ленту
кашне, брошенное, обхватив предварительно шею, за спину длинной полоской
донизу, и даже чуть ниже спускался – сзади было впечатление, что здесь шубка
и начинается, я шутя говорил, что она ее одела задом на перед.. А вторая шубка,
точнее полушубок, а еще точнее – жакет или кофточка, точно имела действительно
высоко на талии вязанный низ и только на плечах нечто
рыжее и меховое, наброшенное и сшитое,
вернее скрепленное со сборками тонкой черной лентой посередине, чтобы сборки и
волны меха не опадали. Это был дизайнерский вызов и насмешка всему шубному делу
в мире, но мы были очень довольны, вот после этого у меня и родилось название «хепи энд».
.
Хозяин был толстый, нет, не толстый, а
как будто нормальную фигуру мужчины, как коробку примяли и
она от этого ненормально расширилась
- так расширены были как-то плечи у старика и расширенный вперед нос
(хотя, пожалуй, как и у всех греков, но у него особенно). Он ел арбуз, и
только что угостил девушку продавщицу – я в шутку вызывающе вопросительно стал
смотреть, а не угостят ли и меня? И он тотчас меня угостил, и я, довольный, стал есть свой кусок арбуза, озирая огромную лавку с
множеством ходов и высоченными потолками. Далее мы стали покупать меха для Танищи, описанные уже только что, а девица нас тайно
подбадривала и вдохновляла торговаться порешительней с
дедом. Он был криклив и неприступен, русским в отличие
от девицы говорил неровно, то очень хорошо, то плоховато – видимо прикидывался.
После долгих упреков друг друга и товаров, компромисс нашелся благодаря
все-таки шепоту этой девицы: «да вы с
ним порешительней, и он уступит!».
По утрам в дальнейшем мы встречали ее
за завтраком, к нашему удивлению в ресторане – оказалось, что она работает в
двух местах – я сказал было несколько раз по-гречески
«кали мера», а потом стал по-русски «доброе утро» говорить, думалось, что так
ей приятней, т.к. она тоже, как многие продавцы магазинов, была гречанкой из
России, и звали ее Тамарой, у нее было доброе улыбающееся черными глазами лицо.
На прощание я подарил ей стихотворенье
короткое, и она легко могла его запомнить:
Пусть
серебристый мотылек
Не
покидает кошелек.
Она улыбалась. А наследующий раз, это было утро отъезда решил подарить что-то посерьезней,
думаю, ну что шутка, она хороша, но ее мало, и подарил еще стихотворение,
короче даже:
Где-то в саду
взмахнула ворона крылом
Она сказала «Ах как хорошо!»
восхищенно, с такой редкой и простодушной интонацией, что не ясно было, кто
кого облагодетельствовал.
У нее была подружка, постарше местная
гречанка, не говорящая по-русски, и она-то и сохранила мои камешки, забытые на
столе за завтраком. Как сближаются и дружат похожие и близкие души. Одной я
стихи подарил-прочитал, а другой поцеловал руку за то, что не смахнула она
восемь камешков на песок за веранду.
в этом лесу все там
лежит………………………………………………………3
на родине эллады и
гомера……………………………………………....4
весело словоохоливо………………………..……….…………………………..5
линия прибоя……………………………………………………………………………………..6
гордость витает во всем
над элладой………………………..7
после жаркой и
ожесточенной схватки……………………………8
параллельно морю идущий рядами отелей…………………….9
иногда в строчках моих….…………………………………………………..10
услыхали похвальбу мою
опять же на олимпе.….…11
этого им показалось
мало.………………………………………………….12
кажется что пдбираюсь я к
гомеру…………………………………13
тетка слева за
храмом…..……………………………………………..……14
так здесь орфей влюбился в
эвридику?!.…………………15
трон зевса я нарисовал как оказалось…………………….16
разомлевший и
томный………………………………………………………..……17
мессионерскую группу
корейцев не видно……………….18
внутри глубоко поджаренной
садельки………………….….19
музыка волн………..…………………………………………………………………..….20
я перед этим восемь камней
нашел.………………………………21
мимо миши с
одессы………………………………………………………………...22
как будто марсиан
покинули.………………………..…………………23
два подносика
пласстмасовых………………..……………………..24
если не
приземлимся…………………………….………………………………….25
два стихотворения улетая и
прилетая
забросило
самолет……….……………………………………………..………..26
мы привыкли облака
наблюдать…………………………..………..26
пропущенное стихотворение………………………………………………..27
отступление в прозе………………………………………………………………..28
содержание………………..33