Горы
олимп, вершина «трон Зевса»
.*.
в этом лесу все там лежит
где положили боги
-
отвесны слишком
склоны
чтоб ступал там человек
Геркулесу разумеется
как
полубогу разрешили
дорогу
проложить
вернее разрешенье
получить
потом ее построили
потом…
а асфальтировали 3000 лет
спустя…
.*.
На родине Эллады и Гомера
Приглядывался к грекам
В курортном городе –
прибрежье Катерини:
Средь немцев и корейцев
Потомки хитроумного Гефеста
орудовали
бойко в ресторанах
Но истинным потомком древности
потомком Геркулеса –
был разносчик булочек на пляже
он ступал не только грациозно или мощно
в
жесте каждом кровоточило
добро
сквозь сдерживаемый гнев
(еще
бы полубога запрячь на
заработок
низкий!)
но
разумеется лишь с кровью
Геркулеса в жилах - во взгляде
умоляющих…
просящих…
интонаций не было в помине в
трехтысячном колене…
.*.
Весело
словоохотливо
Познакомился
я по приезду
с
продавщицей
Что
гречанкой из Тбилиси оказалась
Муж ее
взяв только за бензин лишь
Даром
нас отвез к отвесным скалам
Пропасти
красивейшей в горах Олимпа .
Линия
прибоя
Упрямо
и лениво
(И
только раз в неделю гневливо)
Посейдон
волной спокойной строгой
Теребит
прибой песчаный -
Здесь с
Геей они границу никак не проведут …
Гордость витает во
всем
над
Элладой
Гордо мальки от берега плывут -
когда я по колено в море иду купаться…
Гордо и хищно чайки толпою летят
низким полетом касаясь волны
там где надо…
Гордо Олимп взирал на мой двухчасовой бой
с палитрой и кистью
удивлялся иногда моим замыслам смелым
но под конец придя в себя
устами лесной горной нимфы
стали шептать о подробностях
камней и
деревьев на дне ущелья
- я чуть было не погубил пейзаж свой
(глубина ущелья пропала!)
но уходя уже я спохватился
- усилил контрасты на ближних кустах и камнях
и сгладил контрасты на дальних склонах…
впрочем на дне ущелья уже поленился…
Унесут мои ошибки следы
горделивых богов
что мешали мне искусством моим состязаться с их
обителью древней
но вечно живой…
.*.
после жаркой и ожесточенной схватки
трех мух по очереди вынес
и сбросил с балкона
щелбаном последним отправляя на
землю
так чтобы еще и крыло
отрывалось
в последний момент
зажатое между большим
и указательным пальцем
(тогда не оживет эта муха
и не прилетит как ни в чем ни
бывало) …
в начале сражения я схватил
свою книжку
экзотического длинного
формата
но ее мне все-таки стало и
жалко
да и первый раз я промахнулся
в азарте…
затем нарушив все
международные конвенции и
соглашения - взял широченное
полотенце
(чуть влажное)
и с первых же заходов
находил
каждый раз эту тварь лежащую
то на спине… то на боку
с удивленными и невинными
глазками
и лапками слегка перебиравшими
далее относил на балкон
– как победоносно
я описывал в самом начале
гордо озираю владенья с
блокнотом
(с помытыми чисто руками -
что обязательное условия для
поэта)
четвертую тапком
пристукнул
с двух раз – используя его как
мухобойку
точно почила
она четырьмя строчками
выше …
точку поставлю в стихе
словно копье моя рука вонзит
ее
в завершенье стиха .
.*.
.параллельно морю
идущий рядами
отелей
городок Паралией и
называется
это сплошные комнаты… номера…
и апартаменты…
три этажа или четыре…
ну пять в крайнем случае -
нижняя часть торгует…
или столики ресторанов
так публика постоянно
в трех состояниях пребывает:
лежит с важным видом на пляже
покупает чего-нибудь с важным видом
в
магазинах
за столиками ест с важным видом
чего-нибудь в ресторанах
… параллельно моему описанью
она все параллельно и осуществляла .
.*.
иногда в строках моих
Алексей Алехин проглянется
это не сердит меня – невольно мой приятель
в этом путешествии перекидывается
словом
с улыбкою со мною
именно в стихах сопровождает он умело
впрочем - докудова ему охота
покидает вдруг без предупрежденья
оттого что слов
я не отбираю
не точу их… не обтачиваю
да и не работаю со словом
мне не жаль с ним расставаться
- он редактор – я же не люблю
вмешательство в стихию
в том числе в стихию слова
да и славой не хочу делиться
я один пускай прославлю
Грецию любимую богами
следом за всего лишь и Гомером .
.*.
услыхали похвальбу мою
опять же на
Олимпе
и завистливо с расчетом дальним
Голод с Толстотой ко мне послали чтобы –
бросил я блокнот и ручку…
я же ел хлеб с сыром и орешками
а другой рукой записывал все это .
.*.
…этого им показалось мало
они Танищу ко мне прислали
«Ну-ка жуй как следует!» она сказала
и стихи повылетали из
башки
взмахом крыльев море заглушая .
.*.
Кажется что подбираюсь я к Гомеру
По выразительности
и красочности слова
Несмотря на все досадные помехи
или даже и благодаря им:
Так всегда ведь в жизни и бывает
Тот кто роет яму – сам туда ныряет
Боги трудности создав мне
и препоны
- Героические
струны и позадевали
Что в душе настроены
с упрямством близко
И с тщеславием – жадностью
геройства!
.*.
тетка слева за храмом
подметала дорожку
чуть зазевался – а она перед церковью
прямо на мою сумку метет
что облокотил об тротуар я
я подошел и руку к небу подняв
стал показывать что: не на сумку
вдоль сумки ей следовало
делать движенья!
что-то мяукнула она на новогреческом
явно затуманивая паскудное
от благонамеренного по куриному
неразборчиво … мелко …
невнятно…
и глупо…
.*.
Так здесь Орфей влюбился в Эвридику!?
А я с щенками играл напротив церкви
Не мог никак дождаться
и увидеть туристический автобус .
.*.
Панаетису Цацанидису
(гиду,
историку и поэту)
трон Зевса я
нарисовал
как оказалось
…
по гидовским словам … -
неплохо для короткого набега!
.*.
Разомлевший и томный
Сыр лежит на тарелке
(веранда в трех метрах от моря
солнце за завтраком
как официант - благосклонно)
Тонкие ломтики сыра
на машине порезаны
и не бывают тоньшее
(веранда в трех метрах от моря
солнце за завтраком как официант –
благосклонно)
Тончайшие ломтики сыра
как юные девушки
томно ощущают все тело
повторяя форму блюдечка
послушно и грациозно
(веранда в трех метрах от моря
солнце за завтраком как официант - благосклонно
но не навязчиво …
завтрак входит в оплату отеля)
Разомлевшие и томные…
на веранде…
у моря…
ласковое
(прохладой) утреннее солнце…
.*.
Миссионерскую группу корейцев не видно
неужели как-то в 7 утра
пропев свои псалмы на гряде из камней
волнорезом положенных в море
они удалились интригуя
с достоинством черезмерным?
Среди них были две кореянки
привлекательных
милых
с одной даже заговорил я
увидев палочки для еды
и об этом воскликнул в восторге
она даже хотела меня угостить
лапшой по-корейски – это коробка
с лапшой да специями
что кипятком заливают - но жена моя скромно
отставила это событье…
А жаль: церковники бы не пострадали
Да и проповеди нет лучше в мире
Чем от сердца и к сердцу
И еще с тарелкою вкусного супа!
Да и паломникам-миссионерам меньше скарба
пришлось нести при отъезде…
.*.
внутри глубоко поджаренной сардельки
под греческим солнцем на пляже
не атомы с молекулами носятся
а обрывки слов вопросительных
и обрывки утверждающих горделиво ответов:
тратата - хорошо
загорели?
тратата - на
морском побережье
тратата - Катерини-Паралие
тратата — это в Греции
есть такое местечко
внутри глубоко поджаренной сардельки
под греческим солнцем на пляже
не атомы с молекулами носятся
а вербально словесные огрызки…
музыка волн
Заказали обед в ресторане
под нашим балконом
Таня в кресле ждала… я разделся и тут же
шагнув по песку - искупался в зелени моря
… погревшись на солнце
только второй раз искупался -
Таня замахала руками - над подносом
с принесенной едой…
мы поднялись в наш номер (официант
поднос следом нес - как медали на подушке
при похоронах)
и на балконе расселись:
мули жаренные и шашлык с картофелем
жаренным фри и рассыпчатым рисом…
салат помидорный (и с луком!)
политый лимоном – запивалось вином
(с камамберным налетом в
букете)
под названьем «Петсина»…
Это что! я позвал (сбегав через дорогу
– не оказалось служанки на месте)
и она на кнопку фотоаппарата нажала…
Это что! весь обед под
балконом раздавались
напевы – из-за них я
обед и описывать начал
потрясающей силы
напевы -
в неназойливой силе
а в мягкости
нет средь напевов им
равных
эта музыка и к вину и к
салатам
и к жаренным мулям и к свинине
зажаренной тоже
аккомпанементом
была несравненным
… впрочем…
эти напевы нас там
баловали
беспрерывно: утром…
днем…
в вечер… ночью волны ласково
пели и пели…
но особенно к
жаренным мулям
напевы тех волн
подходили … и
особенно подходили
к ночным сновиденьям
(впрочем которых не помню)
Если можно представить:
как из воздуха струится вино
подходящее
к жаренным мулям (устрицам
малым)
то представить можно
напевы тех волн за обедом…
Если можно представить:
как в темени ночи из
воздуха стелют кровать
где тот час засыпаешь –
в этом
музыка волн когда
смыкаются веки…
.*.
Я перед этим восемь
камней нашел
каждый с ноготь
размером
один не похож на
другой
и все полупрозрачны как
люди
как души людские: привлекательность…
прелесть…
намек на прозрачность…
непостижимое
таинство в блеклом тумане…
За завтраком их на столе
позабыл в ресторане -
через десять минут
возвратился…
официантка их
на стойке у бара держала
как портмоне или важные
документы - паспорт и визы
путешественника-иностранца…
руку поцеловал ей
банально
как в камне
полупрозрачном
как в блеклом тумане…
интересно
- какой из камней будет
напоминать ее образ?
.*.
Мимо Миши с Одессы
Проедем на автобусе с
кондиционером
Вспоминается его
вкрадчиво произнесенные речи
о меню - что он знал как поэму!
И фрагменты читал
– один лучше другого
В первый вечер
остановились на главе
посвященной жаренным
креветкам
В саркофаг алюминиевый
их
законопатили
И горячими вкусными на
балконе
в гостинице хрустели… удивлялись…
И как водится: поэма
побледнела
с реальным событием рядом
И как водится лет через
пять
или
десять
Вкус креветок
побледнеет… исчезнет…
Но останется голос…
глаза…
интонации…
Неизвестного грека по
имени Миша из Одессы…
как он сам рассказал…
………………………………………………………….
*Миша, как позднее
вспомнили, был из Батуми, но уж пусть будет, как написалось…
.*.
Как
будто марсиан покинули
Развернувшись
крылом самолета
над
Салониками – с неба… сверху…
это
чудный фантастический мир!
.*.
Два
пластмассовых подносика одноразовых
Когда
еду раздавали – спрятал в авоське
Сувенир будет от Аэрофлота
И
палитры для темперной краски .
.*.
«Если не приземлимся
–
вступай в Международный
художественный фонд
И мастерскую оформляй на
себя»
– так я сыну сказал
по дороге к метро уезжая
«Восемь картин
погибнет
–
думаю
возвращаясь
– если не приземлимся…
и 26 стихотворений…»
Два стихотворения
Улетая и прилетая
…профессора во всех консерваториях
только тем и занимаются,
что отучают молодых людей от музыки
…
(Артур
Оннегер)
забросило
самолет
и я
вспомнил как писал о музыкантах:
дескать
переходят они
с высокого искусства на музицирование
как
телега по колдобинам
и
засмеялся…
а потом
уже подумал:
человек
- это единственное животное
которому
можно вбить в голову
что угодно…
ни одна
обезьяна не закончит
никогда
консерваторию
–
просто с ужасом сбежит
и
инстинктивной осторожностью
и
мудростью выходит
и
природным нравственным здоровьем…
Мы привыкли облака
наблюдать
Как раки и крабы -
плывущие рыбы:
Т.е. в профиль или
серебристые их животы
… Подлетая к Москве над
облаками
Я шторку откинув вижу в
круглом окне:
Сотни…
тысячи гадов из ваты
Фантастических
разных гигантов
и мелких чудовищ…
пропущенное стихотворение (19)
С Танищей пошли и
забросили
В море монеты
Я кидал в движенье
дискобола
Странно – от легкой
монеты
Рука заболела… и мне
показалось
Что гуляющие по пояс в
воде
Разыщут монеты…
Впрочем
песком занесет…
Успокоившись тут же
подумал…
И точку поставил в
волненьях своих
К этой мысли уже не
возвращался…
Отступление в прозе
Вечером пошли вино купить, поскольку вскоре, как
приедем, у нас будет день рождения (у Тани).
Она ходит, выбирает, я прогуливаюсь по
магазину. Вижу, молодой продавец мучается – ценник подправляет, чтобы линии
овальными были в цифрах, а его корявая нетерпеливая рука то туда, то суда
заезжает. Я дал ему помучиться, а потом протягиваю руку, из руки получаю
фломастер и несколькими медленными, но овальными штрихами скрадываю его ошибки.
Он благодарит т.к. мученья и угрызения совести позади. Я подумал, что мой урок
ему пригодится, и наблюдал с любопытством, не проявится ли хоть что-нибудь у
него от меня перенятое. Впрочем., дабы не быть навязчивым, отошел.
Но вот мы рассчитываемся с его отцом (вероятно),
и не хватает греческих денег. Я, шутя, напомнил, что помогал ценник нарисовать.
Сын тотчас поддержал мою шутку. И отец-хозяин заулыбался, обещал по-гречески
снизить цены. Слова не очень были нужны, важнее было то, что он улыбался и,
приговаривая непонятное, воздух спрессовывал мягко руками, что означало скидки.
Но и сын разошелся, преподнес небольшую бутылку
вина, как подарок.
Наконец, мы расстались, я сказал, переводила,
конечно, все Таня, дескать, (и это действительно гид нам сообщил) открывается
в Салониках музей Георгия Костаки с неофициальной
живописью 20-60-х годов из России, и там будут и мои картины, т.к. я
живописец, и далее советовал ценник ему не выбрасывать, и даже поставил
автограф на нем, и со временем его выгодно перепродать… - уходя, я руками
махал, удаляясь по маленькой улочке, и он руками махал из магазина сквозь
окна.
Приземляясь, когда самолет пошел на сниженье, я вспомнил и рассмеялся, танищина голова у меня лежала на животе и коленях – я
думал, хоть смеялся я молча, проснется она от тряски живота, но она не
проснулась.
*
Смешного было много. Жара 35 градусов, город ходит в шортах и в плавках
и в купальных костюмах – но через каждые 3-4 метра висят перед магазинами
шубы. Сотни магазинов – это с кондиционерной прохладою залы и в них
бесконечными рядами сотни шуб. Но это не только смешно, это сумасшествие
какое-то. И все люди какие-то тиховатые в этих
магазинах.
И
действительно кто-то заходит и примеривает эти шубы. И, в конце концов, это
давит на тебя, хочешь - не хочешь, а рано или поздно начнешь и ты примеривать.
Невольно и они стали предметом наших разговоров с Танищей.
Я наверно стал что-нибудь говорить о шубизме,
как явлении, и что-нибудь говорил о шубистах,
а Таня их прозвала шубертами.
А
однажды за завтраком, нет, за ужином, но в том же ресторане, где мы завтракаем,
но не за теми столиками, что у моря, а за теми, что на улочке, на веранде, так
вот, там взяли мороженное (почему-то
непостижимых размеров и сладости особенно на самом дне от варенья – которое мы
вдвоем не могли доесть, зато прикончили, тоже, на мой взгляд, довольно
паскудный, потому что шоколадный, кисель), и вот, вдруг появились за соседними
столиками немцы, со знакомыми физиономиями за завтраком, но вдруг спокойная важность их
лиц была нарушена и растревожена, кто-то торопливо вошел с целлофановой сумкой
и заставил кого-то примерить коричневую кожаную куртку под одобрительные
возгласы, последовавшие за какой-то изумленно вопросительной интонацией (даже
выкриком изумленным скорее), … - и затем торопливо куртка была спрятана в
сумку.
Я
понял, что они сделали удачную покупку в комиссионном магазине, который имеет
более современное название «секонд хенд», и который я тоже очень люблю, и мы тоже с Танищей там кое-что купили, и мне кажется, что я этому
магазину еще более удачное название придумал – не «секонд
ханд», а «хепи энд».
Мне захотелось именно такую же куртку, как купили немцы, и мы пошли, и
как ни странно нашли ее подобие (только не было одной пуговицы на плече, и вид
у нее был не такой новехонький, как у немцев, но очень приличный). И Танище
купила две карикатуры, два шаржа на шубы: это были два вроде бы полушубка, но
сшитые как будто в знак протеста – у одной, при ее темномеховости,
были замшевые темные рукава и короткий стойкой воротничок походил на узкую
ленту кашне, брошенное, обхватив предварительно шею, за спину длинной полоской
донизу, и даже чуть ниже спускался – сзади было впечатление, что здесь шубка и
начинается, я шутя говорил, что она ее одела задом на перед.. А вторая шубка,
точнее полушубок, а еще точнее – жакет или кофточка, точно имела действительно
высоко на талии вязанный низ и только на плечах нечто рыжее и меховое,
наброшенное и сшитое, вернее скрепленное
со сборками тонкой черной лентой посередине, чтобы сборки и волны меха не
опадали. Это был дизайнерский вызов и насмешка всему шубному делу в мире, но мы
были очень довольны, вот после этого у меня и родилось название «хепи энд».
.
Хозяин был толстый, нет, не толстый, а как будто нормальную фигуру мужчины,
как коробку примяли и она от этого ненормально расширилась - так расширены были как-то плечи у старика и
расширенный вперед нос (хотя, пожалуй, как и у всех греков, но у него
особенно). Он ел арбуз, и только что угостил девушку продавщицу – я в шутку
вызывающе вопросительно стал смотреть, а не угостят ли и меня? И он тотчас
меня угостил, и я, довольный, стал есть свой кусок арбуза, озирая огромную
лавку с множеством ходов и высоченными потолками. Далее мы стали покупать меха
для Танищи, описанные уже только что, а девица нас
тайно подбадривала и вдохновляла торговаться порешительней с дедом. Он был
криклив и неприступен, русским в отличие от девицы говорил неровно, то очень
хорошо, то плоховато – видимо прикидывался. После долгих упреков друг друга и
товаров, компромисс нашелся благодаря все-таки шепоту этой девицы: «да вы с ним порешительней, и
он уступит!».
По
утрам в дальнейшем мы встречали ее за завтраком, к нашему удивлению в
ресторане – оказалось, что она работает в двух местах – я сказал было несколько
раз по-гречески «кали мера», а потом стал по-русски «доброе утро» говорить,
думалось, что так ей приятней, т.к. она тоже, как многие продавцы магазинов,
была гречанкой из России, и звали ее Тамарой, у нее было доброе улыбающееся
черными глазами лицо.
На
прощание я подарил ей стихотворенье короткое, и она легко могла его
запомнить:
Пусть серебристый мотылек
Не покидает кошелек.
Она
улыбалась. А наследующий раз, это было утро отъезда решил подарить что-то
посерьезней, думаю, ну что шутка, она хороша, но ее мало, и подарил еще
стихотворение, короче даже:
Где-то
в саду
взмахнула
ворона крылом
Она
сказала «Ах как хорошо!» восхищенно, с такой редкой и простодушной
интонацией, что не ясно было, кто кого облагодетельствовал.
У
нее была подружка, постарше местная гречанка, не говорящая по-русски, и она-то
и сохранила мои камешки, забытые на столе за завтраком. Как сближаются и дружат
похожие и близкие души. Одной я стихи подарил-прочитал, а другой поцеловал
руку за то, что не смахнула она восемь камешков на песок за веранду.
в этом лесу все там
лежит………………………………………………………3
на родине эллады и
гомера……………………………………………....4
весело
словоохоливо………………………..……….…………………………..5
линия прибоя……………………………………………………………………………………..6
гордость витает во всем
над элладой………………………..7
после жаркой и
ожесточенной схватки……………………………8
параллельно морю идущий
рядами отелей…………………….9
иногда в строчках
моих….…………………………………………………..10
услыхали похвальбу мою
опять же на олимпе.….…11
этого им показалось
мало.………………………………………………….12
кажется что пдбираюсь я к
гомеру…………………………………13
тетка слева за
храмом…..……………………………………………..……14
так здесь орфей влюбился в
эвридику?!.…………………15
трон зевса я нарисовал как
оказалось…………………….16
разомлевший и
томный………………………………………………………..……17
мессионерскую группу
корейцев не видно……………….18
внутри глубоко поджаренной
садельки………………….….19
музыка волн………..…………………………………………………………………..….20
я перед этим восемь камней
нашел.………………………………21
мимо миши с
одессы………………………………………………………………...22
как будто марсиан
покинули.………………………..…………………23
два подносика
пласстмасовых………………..……………………..24
если не
приземлимся…………………………….………………………………….25
два стихотворения улетая и
прилетая
забросило
самолет……….……………………………………………..………..26
мы привыкли облака
наблюдать…………………………..………..26
пропущенное стихотворение………………………………………………..27
отступление в прозе………………………………………………………………..28
содержание………………..33