В Ы
Б О Р З А Н Я Т
И Я
В 1958 г. мама мне подарила этюдник, и я решил заняться живописью, тем
более, что я окончил
тогда школу и освободился от "барщины", т. е.
домашних заданий; мне было тогда
17 лет.
Это не
было случайностью, я и так
думал об искусстве как о
профессии, это происходило невольно, потому что я видел, как к искусству
относятся мои родители: в минуту
улыбки и шутки, т.е. в радостную минуту, они или
рисовали, или писали стихи
"на спор" - кто лучше, и
невольно мне тоже хотелось попасть в
"этот прекрасный мир".
Таким образом, я и сделал своим
основным занятием литературу, живопись и
музыку, позднее к этому добавилось кино, как нечто синтезирующее все занятия
вместе. (При этом любопытно то, что предмет
развлечения взрослых стал моим
основным занятием.)
О Т Н О Ш Е Н И
Е
К М Е Т О Д У
О В Л А Д Е Н И Я
И С К У С С Т В О М
Ни о какой учебе не могло быть и речи:
уже 1О лет, потраченных на школу общеобразовтельную, я
считал самой большой данью миру взрослых людей; кроме того, по моим представлениям, искусство - это вол- шебная страна, и туда можно
попасть, опираясь на свои мечты и на чудо, но
никак не с помощью учебного пособия, утвержденного министерством.
(На международном фестивале камерной музыки
"Фианитовая звезда" после выступления,
когда я отыграл свой
"Концерт для ф-но соло N 2" и импровизации
на темы зрителей, я получил записку из зала с вопросом
о моем образовании и я ответил: "У меня
незаконное, высшее, заочное образование" - и
рассказал, как я, поступая, сделал несколько десятков ошибок в сочинении
по русскому (по словам секретарши приемной
комиссии), но даже если она и преувеличивает, то и одного десятка бы
хватило на двойку, однако, по указанию
зав. кафедрой А. Гончарова, которому
нравились мои картины, ошибки исправили и поставили
пятерки по всем предметам. При этом, по его указанию, я был освобожден от какого - либо
вмешательства преподавателей в мои творческие процессы.)*
-----------* Международный фестиваль
камерной музыки под эгидой ЮНЕСКО
в Москве 1994-1996 гг. (среди участников были:
Элисо Версаладзе, Джанандреа Гаваццени, Эдисон Денисов, Нина Дорлиак, Юрий
Косаговский, Фьоренца Коссото, Тимоти Мур, Метью Оуэнс,
Лючано Паваротти, Генадий
Рождественский, Мирелла Френи,
Альфред Шнитке, Пьер-Лоран, Ольга Якунина и др.)
С П Е Ц И Ф И К А
Р А Н Н И Х Р А Б О Т
Поскольку у меня были
необычные представления о методе,
это невольно отразилось и
на самих произведениях
- например, когда я окончательно
сформулировал независимость своего пути от мнения профессионалов, я стал чуждаться и всех атрибутов профессии, я рисовал свои
картины (даже слово "писать"
я старался не употреблять) без мольберта ,т.е. подставки, на
которой пишут картины, краски носил
не в этюднике, а авоське и даже
рисовал не кисточками, а руками:
пальцами наносил краску на картон; и,
кстати, на картон или
фанеру, но не на холст, который,
конечно, стоит дорого,
и я не
мог себе позволить
такой роскоши -
и в то время,
как картоны от ящиков или фанерные листы
просто валяются на
улице в большом городе (это
видимо перегородки «бедных» между
комнатами появляются наружу, когда
ремонтируют дома или ломают?) Так бери
такие фанеры и рисуй. И такой настрой, конечно,
помогал утверждать новое представление
о красивом, об объекте рисования и о способах выражения. В тот
период мне даже, в конце концов, было все равно, ровные
углы или обломанные; я их принимал,
как молчаливых свидетелей моей жизни, не имея никакой материальной
поддержки. Поэтому теперь я экспонирую
картины того периода именно в
таком виде.
( Интересно, что чем фешенебельней зал,
тем красивее смотрится нищета и ветхость
материалов, на которых созданы эти картины.)
В ДРУГИХ ЖАНРАХ
В других жанрах
это отношение к пути выражалось в том, что стихи я стал
писать без рифмы (конечно, что пробовали
и Пушкин, и Тургенев, и Блок) и я написал две книги
таких стихов; а рифмованные у меня, наоборот, появлялись эпизодически. Настолько
я отказался от внешних атрибутов поэзии,
что писал не только без рифмы, но и без ритма (определенно выраженного),
поскольку меня разбирало любопытство,
что же это? стихи или нет? Я их показал в литературном институте, и там мне
объяснили, что в России так не пишут, но
это стихи и называются они
"верлибр".
В музыке я собирался играть на
рояле музыку, лишенную всякой быстрой беготни пальцами по
клавишам, но, "к сожалению", не знал,
что медленная игра - самый
лучший способ подготовки к быстрой
игре, поэтому совершенно невольно
овладел тем, чем совершенно не старался овладеть – быстрой игрой пассажей и
т.д.
С Р Е Д Н И Й
П Е Р И О Д
Забыл сказать, что, по моим представлениям, одна работа от другой должны
были отличаться разительно; такое у меня было представление в начале 60 годов, но
позднее я пришел к мысли, что
рисовать надо так, как хочется , не насилуя себя
ничем,
в том
числе и собственными установками. А это
позволяло, и наоборот, делать близкие и похожие вещи, если есть такое желание (и действительно, иногда
мы радуемся новым знакомствам, а иногда радуемся встрече
со старыми друзьями ); вообще,
размышления о природе искусства
и его сущности приносят
глубочайшее наслаждение, так как удовлетворяют наш глубинный инстинкт
познания мира... Поэтому в моих работах можно найти следы
доктрины "непохожести" (этот
путь я назвал "создаванием
шедевров", но и следы прямо противоположные "делания чего хочешь" (такой путь я
назвал "путь простой жизни и будничности"). Если в первом пути я считал своим учителем Врубеля, то во
втором, может быть,
Ци - Бай - Ши, Бо - Цзюй - И - и
хотя он поэт, но его стихи
были уроком красоты и неповторимости будничного
мгновения. И, действительно, все пути имеют, наверно, право на существование.
Позднее, проглядев пару интересных томов «Мастера искусств об искусстве»,я это сформулировал
шутя так: не важно каким заблуждением руководствуется художник, главное,
чтобы он работал.
М О Е О Т К Р Ы Т И Е
В Ж И В О П И С
И
И Л И
М О Я Р Е В О Л Ю Ц И Я
П Р О Т И В
С А М О Г О С Е Б Я
Шутя однажды я попробовал
уголёк (это были мои любимые арахисовые орехи, поджаренные, к сожалению, до углей) и
нарисовал: "палка, палка, огуречик, вот и вышел
человечек" - и шутя стал думать, что пейзаж
должен отвечать двум округлым элементам его фигуры; и землю изобразил кружочками, а
на небе нарисовал
три слепленных кружка, и они изобразили
облако; вставил в
раму; мне понравилось, я решил
сделать серию такую в цвете - так
были реализованы мои мечты
о какой-то иной необычной живописи. И забавно то, что всерьез бы я отверг эту идею, как надуманную и
кощунственную, но вот шутя она преодолела преграды
моих профессиональных предрассудков, и это был такой подарок судьбы!
И что было бы толку от
моей принципиальности и твердости в
области художественного сознания?
О
Ж И В О П И С И
80 -90 гг.
В конце семидесятых годов я неожиданно,
уже приготовленный прежней историей,
рисованием кружочками, довольно легко
перешел на рисование на неровной волнистой поверхности и это тоже несколько
революционный шаг, так как основная условность искусства живописи, что
поверхность плоская, однако на ней
возникает пространство. Наверно,
некоторой предпосылкой была на
короткий период серия "п
о л о
с а т ы х" работ: я
находился в 1973 году на творческой даче Союза художников, и
там была молодежь
со всей страны, но я еще не был готов поделиться со всеми
своим открытием "р о н
д и з м а"; мне
хотелось еще поработать и заявить о нем
более весомо, но и рисовать по-старому
тоже было скучно, так как я весь был в ожидании нового зрелища от возможностей новой живописи.
И тогда я заменил рисование кружочками
рисованием полосочками; тоже, надо
сказать, зрелище оказалось
любопытным и, возможно, еще недооцененным.
Так вот, возвращаюсь к
рисованию на волнистой поверхности
- эта живопись
еще и тем оказалась любопытной (кроме того, что
она была не плоской), что это была" двигающаяся живопись":
дело в том, что мазки, находящиеся то на
вершине, то во впадине волнистой
поверхности и рассматривающиеся с
разных углов, не неподвижны (а
чисто математически в одно и то же место невозможно попасть дважды,
имеется ввиду точка), стало быть и расстояние между мазками будет все время
разным; и в следствии того получается живопись
не не-подвижной, а наоборот получается д в и
- г
а ю щ а
я с я
б е с п
р е р ы в н о живопись и неповторимая для разглядывания.
И еще две тенденции: я все время
проповедовал неправильное рисование, говоря, что рисовать надо "как рука
возьмет", и добавлял, что, рисуя коробок спичек за копейку, наш рисунок,
чем более мы постараемся сделать его точным, все ближе приблизится к 10
копейкам; и дело не в
достоверности, а в комментариях, а комментарии
в искажениях, которые и берет сама рука, если она хорошо
приспособлена к сердцу и к чувствованию. И вдруг приехали из-за границы шедевры западных музеев и среди
них портреты Рембрандта; я восхитился и понял, что плох не реализм, а его
представители (если они профессионалы и
ремесленники, а не поэты
своего дела ).
Особенно меня восхитили тени под стулом на портрете одной юной особы в
изображении Рембрандта. Я решил тоже вступить в состязание со старыми мастерами
и поставил себе цель написать 1ОО
портретов - вот от сюда у меня есть десяток
р е а л
и с т и ч е с- к и х портретов; мало потому, что меня, конечно,
отвлекли дела"
сердечные"(у меня долго не было ребенка), и музыка, и литература, и кино.
Не помню имя, но кто-то говорил из
французских мастеров, что надо написать реалистически сначала, а потом повторить по
памяти "главное" и
обобщая. Мне совершенно не подходил этот совет, так как я был нетерпелив и
ленив. Странно услышать, что я был ленив, если я писал иногда за два месяца
по 7О картин или играл на рояле по столько часов, что один раз даже побежала кровь из пальцев! (от игры
- октавами у правого пальца). Но это
так, именно я был ленив. И не даром
говорят, что лень - мать
изобретательности. Но мной хорошо двигали
тщеславие, любопытство,
увлеченность и страсть. Иногда, когда меня спрашивали, зачем я пишу повести, я
отвечал: как зачем, чтобы прославить свое Отечество! Так вот, я продолжу мысль
о повторном варианте картины - итак мне
не подходила эта идея вариантов по лености. Но вот художественный Совет в
Союзе художников мен я очень допекал,
требуя исправлений в заказанных мне
картинах, и это даже было оговорено в договоре, который продлевался
каждый год. Договор я подписывал, но никаких исправлений
никогда не вносил в свои картины (с
горечью убедившись, что они непоправимо
портятся от вмешательств со стороны); я вышел из положения проще: я просто каждый раз
рисовал новую картину, по которой возникали новые замечания, но тут подходил
срок сдачи ее заказчику, и что бы не
страдал заказ
на
десятки тысяч, принимали и мою картину,
наконец, великодушно за несколько
сотен (от полутора до пяти).
Нет худа
без добра: вдруг настал период, когда стали мешками вывозить живопись из
России, и лишились власти художественные Советы. Я продал множество картин, но
не лишился своего выставочного фонда - я продавал написанные варианты. Другое
дело, что варианты иногда были лучше, первоначального картона т. к. в варианте
я мог изменить все то, чем
я был не удовлетворен раньше, но
ленился исправить. Итак, подводя итог, можно
сказать, что я овладел и таким
новым для меня жанром, как писание в а р и а н т о в одного и того же сюжета, увлекаясь разной
интерпретацией и сюжета, и персонажей.
НЕСКОЛЬКО
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СТРАНИЦ НАПИСАННЫХ МНОЮ ПО ПРОСЬБЕ Г. КОСТАКИ О Р О Н Д И З М Е
(первая страница утеряна, но,
возможно, сохранена наследниками
Костаки)
2
...(Но это давал и
кубизм, и пуантилизм, и методы отдельных
мастеров, например: Матисс, Ван - Гог, Врубель, Сезан, даже - Эль
Греко и т.д. Необходимо еще нечто, которое бы стимулировало к
обобщению)
2. Обобщение
стимулируется плосткосностью
(иконы, Матисс, росписи Кносского
дворца на Крите ) но Матисс фрагментарен, это еще пол беды,
но он еще в своих вещах тяготеет к конкретизированию
частных ситуаций т.к .
при плоскостных решениях допускает
недекоративного плана прорисовки, а плоскостность
с декоративностью этого метода «кужочков» - тянет
активно к обобщению
явлений даже при их фрагментарности (имеется в виду фрагмент жизни,
например: забор, дерево,
обрезанный угол дома) - (кстати,
фрагментарность, сведенная в принцип,
для примера возьмем портрет мужчины
Врубеля, с обрезанным
лицом, лучше сказать, лбом, почти в
методе "кружочков"
фрагментарность при декоративности приема нанесения краски кружочком, тоже
обобщенная: т.к. кружочек - вот в
чем суть - приподнимаясь над всем в своей автономии, воспринимается как знак и знак и плоский, он плоско лежит
на плоскости и еще больше связан с плоскостью,
когда это становится фактурой при множестве этих кружков.
3. В этой системе происходит о р г а н и - ч е с к и й синтез
тенденциозного искусства (тематической живописи, * информационно за груженной) и живописи "отдыха" . (что предлагал Матисс, хотя скромничал,
претендуя своим творчеством "на кресло, в котором зритель может
отдохнуть" ). А органичность синтеза
в той н
е с е р ь
е з н ос т и которую дают
кружочки в ощущениях зрителя - даже при, допустим
насыщенном жанровом сюжете.
4. Я усматриваю синтезирующее начало
( вытекающее из третьего пункта ) для столь
полярных методов, как профессиональное и наивно-примитивистское искусство, так
как, грубо говоря (все гораздо
сложнее, но
сейчас
стоит упростить проблему): профессиональное
искусство рационально по сути, а наивное - эмоционально-игровое
(тут имеется внешнее противоречие: Матисс, можно рассуждать, дескать, более бессюжетен,
нежели чем примитивист
, тяготеющий к сюжету, который как раз наоборот, рационален и
тенденциозен, и наполнен информацией!)* Но это только
на первый взгляд
верно. Профессиональное искусство неизмеримо больше
насыщено рациональностью и тенденциозностью: оно всегда опирается на
какую-нибудь доктрину, а примитивист исходит из импульса подражания природе
или профессионалам.
* но я наверно имел ввиду
поверхностную информацию видимую
обыденному глазу, а
не ту, внутреннюю которую дает глубокая поэзия,
так я воспринимаю теперь
этот текст, спустя ( 97-72=) 25 лет.
5.
Искусство имеет импульс игры (фантазирования ), а что касается
идей, то они вторичны, как материал, с которым работает художник (по известной схеме:
явления жизни нас окружают и сознание
отражает их, сгруппировав иной раз в наблюдение, иной раз в обобщающую идею и
т.д. игровой импульс спасительный
клапан, который выпускает беса
сомнения, которое ведет к
ремесленничеству от неуверенности
в себе, и в голове как в колбе проистекают чистые реакции художественного творческого
процесса. И суть этого метода
в том, что эти кружочки чисто психологически (как
мягкие, не беспокоящие) успокаивают волнение от с е р
ь е з н
о с т и процесса, располагают к
шутливо-фантазирующему состоянию. Я это утверждаю в психологических
наблюдениях над собой.
6. Искусство - это сложный процесс со
сложно-синхронными (т.е. вступающими весьма условно-синхронно
составляяющими) явлениями, в которых участвуют
эмоции и анализ. Не всякий владеет собой
настолько, чтобы не пострадала та или другая сторона составляющая этот
процесс. В этом стиле, это проистекает естественно. Я имею
ввиду, конечно, или художников уравновешенных в этом смысле или эмоционалов - и предлагаемая система
тянет к овладению собой и воплощению эмоционального импульса в
рациональную, приемлемую и достигающую
цели форму. А что касается излишне
рациональных - среди них творчески потенциальных людей. Хотя и не
исключено эмоциональное пробуждение "растаивание"
их от этой игровой и шутливой стороны, которую
несет в себе этот метод.
7. Восприятие искусства имеет корни в биологических возможностях человека
(запоминаемость, узнавание). Предлагаемый метод организует
восприятие по следующей схеме: снимает
напряжение от "серьезности процесса "восприятия, настраивает
несколько шутливо на игровую волну и на фантазирование и приводит к приниманию всего, обобщенность помогает усвоить информацию,
а фактурность чисто биологически для глаза, помощь (во-первых, эти элементы
легко различимы глазом, сразу
узнаются как условность и в силу
своих мягких линий, позволяют глазам быстро "обскользить"
картину - отсутствие углов и точек: сравните как
глаз осматривает круг или квадрат - пока он не "побудет"
на всех вершинах квадрата, он не успокоится
с выводом первого впечатления что это квадрат и другое дело круг).
8. Искусство того или иного художника
надо рассматривать, как "магию" или гипноз. Все его действия - фактура, композиция, рисунок и
пр. это своеобразные
"пассы". У предлагаемого метода можно отметить монотонность,
необычность, ощущение чуда, смелость
очень характерные для такого
процесса.
9. Всякое
произведение искусства, как своеобразный "организм" - есть сыгранная
игра по правилам, которые придумал
сам художник для д а н н о г о случая для данной "игры". Создание
живописной школы или стиля - это
(напрашивается такое сравнение)
создание такой игры, в которую бы играли
все или по крайней
мере создание системы правил для
уже известной игры (те же шахматы) которые бы раскрывали горизонты
для перспективного развития и прогресса в искусстве данной игры .
У меня складывается такое
впечатление, что я подгоняю благоприятные выводы к предлагаемому
стилю и школе. Я думаю, что это оттого что я
пошел в изложении по пути выводов, а стоило бы рассказать, как я пришел
к этому стилю, это было бы более естественно, потом уже
предлагать свои выводы для
внимания. Но что сделано, то сделано и потом этот путь был бы длиннее.
2 августа 1972 г.
Ю. Косаговский
Ваша защита от плагиата |